logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления

Местное самоуправлениепредставляет собой специфическую форму социального регулирования, при которой субъект управляет собственными делами на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоконтроля. Такая форма управления общественными делами имеет широкое распространение в мире. Можно выделитьнесколько типов местного самоуправления. Наиболеераспространенными среди них являются англосаксонский и французский.

Англосаксонский типхарактеризуется разнообразием форм и отсутствием на местах полномочных представителей правительства, отличительной чертой является принцип, в соответствии с которым муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом.

Французский типхарактеризуется большим единообразием и высокой степенью централизации местного самоуправления за счет системы административного контроля,. Здесь действует другой принцип: муниципальным органам разрешено все, что не запрещено законом и не относится к компетенции других органов.

Есть свои особенности местного самоуправления в ФРГ, Италии, Японии и других странах.

В России зачатки местного самоуправления были уже при Иване Грозном и Петре I.

Более широкое развитие местного самоуправления началось после городской и земской реформ Александра II (1864–1870), целью которых быладецентрализация управления страной.

В СССР все органы власти — от Верховного Совета до самых низших сельских советов — были государственными органами. Таким образом, местное самоуправление осуществлялось в рамках местных органов государственной власти.

В Российской Федерации местное самоуправление — это одна из важнейших основ конституционного строя, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан — право на самоуправление, а также одна из форм народовластия. Оно регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и др.

В

соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Рос. газ. от 8 октября 2003 г.)местное самоуправление— это признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, с учетом интересов населения соответствующей территории, исторических и иных местных традиций.

Принципы деятельности местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральном законе. Они разработаны на основе положений Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в 1985 г.

К общим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; государственные гарантии местного самоуправления; законность; гласность и др.

Функции местного самоуправления обусловливаются его местом в системе народовластия. Решая вопросы местного значения, оно также реализует многие задачи по обеспечению жизненных интересов и социальной защите населения. К основным функциям местного самоуправления относятся: обеспечение участия населения в решенииместных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение комплексного развития муниципальной территории; обеспечение удовлетворения социально-культур­ных и коммунально-бытовых потребностей населения; охрана общественного порядка; защита прав и законных интересов населения; защита интересов и прав местного самоуправления.

Кроме того, в функции органов местного самоуправления входит участие в осуществлении государственных функций на основе наделения их государственными полномочиями, а также организация исполнения федеральных законов, указов, постановлений федеральных и региональных органов власти на их территории.

Федеральным законом 2003 г. установлены новые принципы территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования делятся на два уровня: 1) городские и сельские поселения, 2) муниципальные районы и городские округа. Местное самоуправление осуществляется также на внутригородских территориях городов федерального значения. В 2014 г. в закон внесена поправка о возможности создания городских округов с внутригородским делением, в которых в соответствии с законом субъекта РФ могут быть образованы внутригородские муниципальные образования.

В границах городского поселениямогут находиться один город или поселок, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.Сельские поселениятакже состоят из одного сельского населенного пункта с численностью населения более 1 тыс. человек и нескольких сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек. Границы поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно в течениерабочего дня для всех жителей.

Муниципальныйрайон объединяет несколько городских и сельских поселений с учетом транспортной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех жителей, а также с учетом возможности решения вопросов местного значения межпоселенческого характера. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

Статус городского округапредоставляется городскому поселению законом субъекта Российской Федерации при условии возможности самостоятельного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления городского поселения и прилегающего муниципального района.

Внутригородской район– это внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии создания внутригородских районов устанавливаются законами субъекта РФ и уставом городского округа.

Подчиненность друг другу органов местного самоуправления муниципальных образований разного уровня не допускается. В связи с этим для каждого уровня муниципальных образований установлен и различный круг вопросов местного значения, отнесенных к их ведению.

К вопросам местного значения поселений(сельских и городских) относятся: бюджет поселения, местные налоги и сборы, муниципальная собственность поселения, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, обеспечение услугами связи, торговли и бытового обслуживания населения, организация досуга, физкультуры, спорта, массового отдыха населения, дорожное строительство и транспортное обслуживание в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, благоустройство, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, землепользование и другие вопросы.

К вопросам местного значения муниципального районаотносятся: бюджет муниципального района, местныеналоги и сборы, собственность муниципального района, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения поселений, обеспечение поселений услугами связи, торговли и бытового обслуживания, содержание и строительство дорогмежду поселениями, транспортное обслуживание между поселениями, начальное и общее среднее образование натерритории муниципального района, медико-санитарная помощь, землепользование на межселенных территориях, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации, утилизация и переработка отходов, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счетсредств бюджета муниципального района и другие вопросы.

Поскольку городской округявляется городским поселением, имеющим права муниципального района, круг вопросов местного значения, отнесенный к его ведению, включает в себя как вопросы местного значения поселения, так и вопросы муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава, издание муниципальных правовых актов, установление своих символов, проведение муниципальных выборов и местного референдума, создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги, принятие и выполнение программ социально-экономического развития, учреждение средств массовой информации, осуществление внешнеэкономических связей и др.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации федеральными законами, а отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение этих полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов.