20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
Местное самоуправлениепредставляет собой специфическую форму социального регулирования, при которой субъект управляет собственными делами на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоконтроля. Такая форма управления общественными делами имеет широкое распространение в мире. Можно выделитьнесколько типов местного самоуправления. Наиболеераспространенными среди них являются англосаксонский и французский.
Англосаксонский типхарактеризуется разнообразием форм и отсутствием на местах полномочных представителей правительства, отличительной чертой является принцип, в соответствии с которым муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом.
Французский типхарактеризуется большим единообразием и высокой степенью централизации местного самоуправления за счет системы административного контроля,. Здесь действует другой принцип: муниципальным органам разрешено все, что не запрещено законом и не относится к компетенции других органов.
Есть свои особенности местного самоуправления в ФРГ, Италии, Японии и других странах.
В России зачатки местного самоуправления были уже при Иване Грозном и Петре I.
В СССР все органы власти — от Верховного Совета до самых низших сельских советов — были государственными органами. Таким образом, местное самоуправление осуществлялось в рамках местных органов государственной власти.
В Российской Федерации местное самоуправление — это одна из важнейших основ конституционного строя, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан — право на самоуправление, а также одна из форм народовластия. Оно регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и др.
В
Принципы деятельности местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральном законе. Они разработаны на основе положений Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в 1985 г.
К общим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; государственные гарантии местного самоуправления; законность; гласность и др.
Функции местного самоуправления обусловливаются его местом в системе народовластия. Решая вопросы местного значения, оно также реализует многие задачи по обеспечению жизненных интересов и социальной защите населения. К основным функциям местного самоуправления относятся: обеспечение участия населения в решенииместных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение комплексного развития муниципальной территории; обеспечение удовлетворения социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей населения; охрана общественного порядка; защита прав и законных интересов населения; защита интересов и прав местного самоуправления.
Кроме того, в функции органов местного самоуправления входит участие в осуществлении государственных функций на основе наделения их государственными полномочиями, а также организация исполнения федеральных законов, указов, постановлений федеральных и региональных органов власти на их территории.
Федеральным законом 2003 г. установлены новые принципы территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования делятся на два уровня: 1) городские и сельские поселения, 2) муниципальные районы и городские округа. Местное самоуправление осуществляется также на внутригородских территориях городов федерального значения. В 2014 г. в закон внесена поправка о возможности создания городских округов с внутригородским делением, в которых в соответствии с законом субъекта РФ могут быть образованы внутригородские муниципальные образования.
В границах городского поселениямогут находиться один город или поселок, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.Сельские поселениятакже состоят из одного сельского населенного пункта с численностью населения более 1 тыс. человек и нескольких сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек. Границы поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно в течениерабочего дня для всех жителей.
Муниципальныйрайон объединяет несколько городских и сельских поселений с учетом транспортной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех жителей, а также с учетом возможности решения вопросов местного значения межпоселенческого характера. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
Статус городского округапредоставляется городскому поселению законом субъекта Российской Федерации при условии возможности самостоятельного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления городского поселения и прилегающего муниципального района.
Внутригородской район– это внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии создания внутригородских районов устанавливаются законами субъекта РФ и уставом городского округа.
Подчиненность друг другу органов местного самоуправления муниципальных образований разного уровня не допускается. В связи с этим для каждого уровня муниципальных образований установлен и различный круг вопросов местного значения, отнесенных к их ведению.
К вопросам местного значения поселений(сельских и городских) относятся: бюджет поселения, местные налоги и сборы, муниципальная собственность поселения, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, обеспечение услугами связи, торговли и бытового обслуживания населения, организация досуга, физкультуры, спорта, массового отдыха населения, дорожное строительство и транспортное обслуживание в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, благоустройство, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, землепользование и другие вопросы.
К вопросам местного значения муниципального районаотносятся: бюджет муниципального района, местныеналоги и сборы, собственность муниципального района, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения поселений, обеспечение поселений услугами связи, торговли и бытового обслуживания, содержание и строительство дорогмежду поселениями, транспортное обслуживание между поселениями, начальное и общее среднее образование натерритории муниципального района, медико-санитарная помощь, землепользование на межселенных территориях, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации, утилизация и переработка отходов, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счетсредств бюджета муниципального района и другие вопросы.
Поскольку городской округявляется городским поселением, имеющим права муниципального района, круг вопросов местного значения, отнесенный к его ведению, включает в себя как вопросы местного значения поселения, так и вопросы муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава, издание муниципальных правовых актов, установление своих символов, проведение муниципальных выборов и местного референдума, создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги, принятие и выполнение программ социально-экономического развития, учреждение средств массовой информации, осуществление внешнеэкономических связей и др.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации федеральными законами, а отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение этих полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов.
- В. Г. Васильев конституционное право Учебное пособие
- Isbn 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение
- Раздел 1.Основы теории конституционного права
- 1. Конституционное право как отрасль права
- 1.1. Понятие конституционного права
- 1 .2. Источники конституционного права
- 1.3. Конституционно-правовые отношения
- Контрольные вопросы и задания
- 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства
- 2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации
- 12 Декабря 1993 г.
- 2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
- 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
- 3.2. Основные характеристики Российского государства
- Контрольные вопросы и задания
- 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
- 4.1. Понятие и структура гражданского общества
- 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
- Основные отличия рыночной экономики от плановой
- 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
- 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
- 5.2. Конституционный статус общественных объединений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 3. Основы правового статуса личности
- 6. Конституционные основы правового положения личности
- 6.1. Понятие правового положения личности
- 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
- 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Гражданство Российской Федерации
- 7 .1. Понятие гражданства
- 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
- Контрольные вопросы и задания
- 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
- 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
- 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
- 9.1. Понятие и формы государственного устройства
- 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
- Контрольные вопросы и задания
- 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
- 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
- 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
- 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
- Контрольные вопросы и задания
- 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 11.1. Понятие и признаки органа государства
- 11.2. Система и виды органов государства
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
- 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
- 12.1. Понятия выборов и избирательного права
- 12.2. Виды избирательных систем
- 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
- Контрольные вопросы и задания
- 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
- 1 3.1. Президент Российской Федерации — глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
- 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
- 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Федеральное Собрание — Парламент России
- 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
- 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
- Контрольные вопросы и задания
- 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
- 16. Правительство Российской Федерации
- 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
- 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
- 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- Контрольные вопросы и задания
- 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- 17.1. Понятие и принципы правосудия
- 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
- 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
- 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
- 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
- 1 8.3. Система органов прокуратуры
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
- 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
- 2 0.2. Формы непосредственной демократии
- 2 0.3. Органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- ЗаклюЧение
- Оглавление
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183