3.2. Основные характеристики Российского государства
Уже в преамбуле Конституции подчеркивается «незыблемость демократической основы» России, а затем в первых статьях провозглашается важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации — демократический характер государства — и раскрывается сущность демократии:
единственным источником власти в России является народ;
народ эту власть осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Т
В
К принципам демократии, характеризующим политический режим, наряду с подчинением меньшинства большинству и равноправием граждан можно отнести: политическое и идеологическое многообразие; гласность, свободу мысли и слова; свободу массовой информации; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу выезда из страны, а гражданам Российской Федерации — право беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию; уважение прав меньшинства; право частной собственности и свободу предпринимательства и др.
Принцип подчинения меньшинства большинству реализуется в первую очередь при проведении выборов в органы власти. Глава государства, различные должностные лица, депутаты законодательных и представительных органов избираются абсолютным или относительным большинством голосов избирателей. Их решения обязательны для исполнения всеми гражданами независимо от того, как они голосовали на выборах. Однако в демократическом обществе должен соблюдаться также принцип уважения прав меньшинства.
Этот принцип перекликается с другим принципом — идеологическим и политическим многообразием. Любая группа лиц может создать свое общественное объединение, свою политическую партию, может отстаивать и распространять свою идеологию при условии, что это не будет направлено на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Одним из основополагающих принципов демократии, важнейшей предпосылкой верховенства права является принцип разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную.Сущность этого принципа заключается в том, что разделяется не сама государственная власть (она остается единой), а разделяются ветви государственной власти. Они самостоятельны, независимы, равноправны и взаимно ограничивают и уравновешивают друг друга (система сдержек и противовесов).
В России наряду с тремя независимыми друг от друга ветвями власти есть президент, не входящий ни в одну из ветвей власти. Вместе с тем, в соответствии с Конституцией в его руках сосредоточенапрактически безраздельная высшая власть в России: он формирует правительство, от него зависит назначение всех судей, он может распускать Государственную Думу, а предусмотренное Конституцией отрешение президента от должности весьма проблематично.
Неотъемлемой чертой демократизма является местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий, его органы не входят в систему органов государственной власти.
И
В
Некоторые вопросы не могут выноситься на референдум. Это вопросы об изменении статуса субъектов Российской Федерации, о досрочном прекращении или продлении полномочий Президента Российской Федерации и других выборных должностных лиц и органов, о федеральном бюджете, налогах, чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения, об амнистии и помиловании. Также путем референдума нельзя ограничивать или отменять общепринятые права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.
Проведение референдума не допускается в период избирательной кампании, проводимой на всей территории Российской Федерации, и в последний год полномочий Президента Российской Федерации и иных выборных федеральных органов государственной власти. Референдум не может проводиться также в условиях чрезвычайного и военного положения и в течение трех месяцев после их отмены.
Могут проводиться также референдумы субъектов Российской Федерации и местные референдумы по соответствующим их компетенции вопросам. Назначаются они в соответствии с местным законодательством.
Свободные выборыкак высшая форма непосредственной демократии являются в то же время главным условием реализации в жизньпредставительной демократии.
В условиях представительной демократии власть народа осуществляется через избираемые народом органы государственной власти и органы местного самоуправления. В эти органы избираются представители народа,и поэтому называются онипредставительнымиорганами.Как правило, это — законодательные органы (парламенты), президенты государств и др.
В Российской Федерации:
избираются путем свободных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Президент Российской Федерации; депутаты Государственной Думы Российской Федерации; депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации; высшие должностные лица субъектов Российской Федерации; некоторые органы местного самоуправления;
назначаются по различным схемам согласования: Председатель и члены Правительства Российской Федерации; члены всех высших судов Российской Федерации; Генеральный прокурор Российской Федерации; различные органы исполнительной и судебной власти в субъектах Российской Федерации.
К другим формам непосредственной демократии относятся сходы граждан, собрания, петиции, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, опросы граждан, деятельность общественных объединений и т. д.
Демократизм государства связан с республиканскойформой правления (от лат.respublica— общественное дело, власть народа). Ее главными признаками являются выборность и сменяемость главы государства, в отличие от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства.
В
Другой важнейшей основой конституционного строя России провозглашается ее федеративное устройство. Федеративноегосударство(от лат.foederatio— союз, объединение), в отличие от унитарного, образуется из нескольких государств и (или) государственно-подобных образований (субъектов федерации). Оно имеет две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и органы субъектов Федерации.
В
К
Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция Российской Федерации в соответствии с Федеративным договором (1992 г.)устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и регионов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации определяются по остаточному принципу конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.
Третьей важнейшей основой конституционного строя назван правовой характер государства. Сущность правового государствасостоит в подчинении государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает верховенство права, разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью. Правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, граждане и их объединения.
К основным принципам правового государства относятся: верховенство права; верховенство закона;верховенство конституции перед другими законами; обязательность исполнения конституции и закона;взаимная ответственность государства и гражданина; контроль исполнения законов; незыблемость свободы личности; приоритет норм международного права; осуществление власти только конституционными органами; независимость суда.
Социальное государство— это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, оно берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, об их социальной защищенности.
Основными направлениями социальной политикиРоссийской Федерации являются: охрана труда и здоровья людей;установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Но практически Правительство Российской Федерации проводит политику либерализма, направленную на развитие свободы предпринимательства, снижение налогов для олигархов и увеличение различных сборов с населения, перекладывая, таким образом, на самих граждан заботы о социальной помощи и защите малоимущих слоев населения. В результате отсутствиясоциальной ориентации экономических реформ цены на товары и услуги выросли в стране до мировых при значительном отставании уровня заработной платы, что ведет к обнищанию миллионов простых людей. В то же время российские олигархи прочно обосновались в списке миллиардеров. Чтобы государство можно было называтьсоциальным, необходимо реализовать все конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в Российской Федерации.
В светском государственикакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государственного образования, отделением школы от церкви. Светский характер государства не препятствует тому, что оно в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств может оказывать их церквям материальную помощь из государственного бюджета.
- В. Г. Васильев конституционное право Учебное пособие
- Isbn 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение
- Раздел 1.Основы теории конституционного права
- 1. Конституционное право как отрасль права
- 1.1. Понятие конституционного права
- 1 .2. Источники конституционного права
- 1.3. Конституционно-правовые отношения
- Контрольные вопросы и задания
- 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства
- 2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации
- 12 Декабря 1993 г.
- 2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
- 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
- 3.2. Основные характеристики Российского государства
- Контрольные вопросы и задания
- 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
- 4.1. Понятие и структура гражданского общества
- 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
- Основные отличия рыночной экономики от плановой
- 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
- 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
- 5.2. Конституционный статус общественных объединений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 3. Основы правового статуса личности
- 6. Конституционные основы правового положения личности
- 6.1. Понятие правового положения личности
- 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
- 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Гражданство Российской Федерации
- 7 .1. Понятие гражданства
- 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
- Контрольные вопросы и задания
- 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
- 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
- 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
- 9.1. Понятие и формы государственного устройства
- 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
- Контрольные вопросы и задания
- 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
- 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
- 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
- 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
- Контрольные вопросы и задания
- 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 11.1. Понятие и признаки органа государства
- 11.2. Система и виды органов государства
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
- 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
- 12.1. Понятия выборов и избирательного права
- 12.2. Виды избирательных систем
- 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
- Контрольные вопросы и задания
- 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
- 1 3.1. Президент Российской Федерации — глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
- 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
- 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Федеральное Собрание — Парламент России
- 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
- 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
- Контрольные вопросы и задания
- 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
- 16. Правительство Российской Федерации
- 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
- 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
- 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- Контрольные вопросы и задания
- 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- 17.1. Понятие и принципы правосудия
- 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
- 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
- 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
- 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
- 1 8.3. Система органов прокуратуры
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
- 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
- 2 0.2. Формы непосредственной демократии
- 2 0.3. Органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- ЗаклюЧение
- Оглавление
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183