logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы), возникшие в XII–XIIIвв., были феодальными сословно-представи­тельными органами при короле. Парламенты современного типа как общенациональные представительные органы возникли в эпоху буржуазных революцийXVI–XVIIIвв. В России отдельные элементы народного представительства появились уже в Киевской Руси, Великом Новгороде, а затем и в Московском государстве. В ХVIв. созывается Земский собор, затем формируются Боярские думыкак органы сословного представительства. И лишьв 1906 г. была избранаIГосударственная Дума — первый российский общенациональный парламент. После Октябрьской революции в России утвердился новый тип народного представительства — Советы народных депутатов.

Принципы их формирования парламента:

— принцип представительности— в парламент избираются представители, которым народ делегирует свое право управления государственными делами;

— принцип разделения властей— парламент — высший законодательный орган, обладающий исключительнымправом законодательного регулирования жизни страны.

Эти два принципа и позволяют называть парламент представительным и законодательным органом государства.

П

о своей структуре парламенты бывают двухпалатные (во всех федеративных и некоторых унитарных государствах) и однопалатные (в большинстве унитарных).

В России двухпалатный парламент — Федеральное Собрание. Это представительный и законодательный орган государства, избираемый народом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, представляющего интересы субъектов Российской Федерации, и Государственной Думы, представляющей интересы всего населения России. Вместе с тем Совет Федерации и Государственная Дума — государственные органы всейфедерации, решения их обязательны на всей территории Российской Федерации. Обе палаты самостоятельны, независимы друг от друга и равноправны, но традиционно по его месту в законодательном процессе Совет Федерации называют верхней палатой. Палаты работают раздельно и самостоятельно решают вопросы, находящиеся в их ведении. Совместно они могутсобираться только в случаях, определенных Конституцией, для заслушивания посланий Президента РоссийскойФедерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Ф

едеральное Собрание самостоятельно и независимо от других ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует. Его независимость выражается в праве принимать любые законы по предметам ведения Российской Федерации, оно не подчинено и неподконтрольно со стороны исполнительной власти, самостоятельно определяет потребности в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, что обеспечивает ему и финансовую независимость.

Но с другой стороны, благодаря системе сдержек и противовесов Федеральное Собрание ограничено в принятиизаконов необходимостью подписания и обнародования каждогозакона Президентом Российской Федерации, обладающим правом отлагательного вето, необходимостью согласования с Правительством всех законов, связанных с расходами из федерального бюджета, и возможностью Конституционного Суда признать закон неконституционным. Более того, Президент может распустить Государственную Думу. Федеральное Собрание, со своей стороны, имеет конституционные рычаги воздействия на другие ветви власти.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. В настоящее время 83 субъекта Российской Федерации, поэтому сейчас в Совет Федерации входит 166 членов.1Первоначально они избирались всенародным голосованием на основе мажоритарной системы по двухмандатным округам, затем в соответствии с федеральным законом (1995) в Совет Федерации входили по должности главы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

В

августе 2000 г. был принят Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (ред от 07 мая 2013 г.) «О порядке формирования Совета Федерации» (Рос. газ. от 8 августа 2000 г.) Членом Совета Федерации мог быть гражданин Российской Федерации старше 30 лет, обладающий избирательным правом, являющийся депутатом какого-либо представительного органа, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства, а также не имеющий собственности за рубежом.

В настоящее время действует ФЗ от 03.12.2012. №229-ФЗ (ред. от 07.05.2013), в соответствии с которым представитель законодательного органа субъектаРоссийской Федерации избирается им на срок своих полномочий из числа депутатов законодательного органа данного субъекта РФ. А представитель от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий из числа 3 лиц, предложенных кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ при проведению выборов высшего должностного лица. При этом кандидатами на должность представителя в Совет федерации могут быть депутаты ГосДумы и члены Совета Федерации от этого региона, а также депутаты законодательного органа или муниципальных образований этого субъекта.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

В

соответствии с Регламентом Совет Федерации из своего состава избираетПредседателя Совета Федерации и четырех его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации. По вопросам своего ведения в палате (2010 г.) формируются 16комитетови 11постоянных комиссий.1Комитеты и комиссии равноправны. Они осуществляют подготовку заключений по принятым Думой законам, разработку собственных законопроектов, организуют проведение парламентских слушаний, занимаются решением других вопросов, относящихся к ведению Совета Федерации. Численный состав комитетов насчитывает 7–15 человек, а постоянных комиссий — 11–25 человек. Каждый член Совета Федерации, кроме Председателя палаты и его первого заместителя, обязан состоять в одном из комитетов и еше может быть в составе не более двух комиссий. Для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий членов Совета Федерации ранее избиралась Мандатная комиссия, затем преобразованная в Комиссию по регламенту и организации парламентской деятельности. Могут создаваться и временные комиссии на срок, определяемый выполнением конкретных задач.

В целях обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации по формированию проекта повестки дня, порядка обсуждения вопросов на заседаниях палаты образован Совет палаты. В него входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий.

С

овет Федерации собирается насессии:весеннюю — с 25 января по 15 июля и осеннюю — с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии проводятся: заседания палаты по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, для чего им ежемесячно предоставляется до 10 дней.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года (с 2011 г. - на пять лет). Депутатами Государственной Думы могут быть избраны граждане Российской Федерации старше 21 года, имеющие право участвовать в выборах. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства, а также имеющий собственность за рубежом.

П

орядок выборов в Государственную Думу регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (ред. от 25 ноября 2009 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы» (Рос. газ. от 11 января 2007 г.). До 2003 г. депутаты избирались по смешанной избирательной системе, а с 2007 г. все депутаты избираются на основе системы пропорционального представительства по единому федеральному округу.1

На свое первое заседание депутаты Государственной Думы собираются на 30-й день после избрания, но Президент имеет право созвать первое заседание ранее этого срока. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Внутреннее устройство палаты определяется ее Регламентом. Дума избирает из своего состава Председателя, первых заместителей и заместителей Председателя Думы (в Думе 2007 г. избраны Председатель, первый заместитель и шесть заместителей от партии «Единая Россия» и по одному заместителю от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России»).

Д

епутаты Думы для совместной деятельности и выражения единой позиции в соответствии со своей политической ориентацией образуютфракции— на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по федеральному округу. Причем депутаты не имеют права переходить из одной фракции в другую, а депутат, вышедший из фракции или исключенный из нее, лишается депутатского мандата.

Из числа депутатов в Думе формируются комитеты по различным вопросам ее ведения (с 2007 г.— 32 комитета) численностью от 12 до 35 человек. В их состав входят депутаты от всех фракций пропорционально их численности. Каждый депутат, за исключением Председателя палаты, обязан работать в одном из комитетов. По своему статусу к комитетам приравнивается комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Кроме того, могут создаваться различныекомиссиидля выполнения отдельных поручений.

Важную роль в деятельности Думы играет образуемый ею Совет Государственной Думы, в состав которогос правом решающего голоса входят Председатель Думы и его заместители, а с правом совещательного голоса —председатели думских комитетов. Руководители фракций фактически лишены всех прав.

Н

а заседаниях Совета могут присутствовать депутаты Думы, представители Президента и Правительства Российской Федерации, субъекта права законодательной инициативы при рассмотрении их вопроса. Совет занимается предварительной подготовкой организационных решений, плана законодательной работы на текущую сессию, на месяц, повестки дня очередного заседания Думы, порядка обсуждения вопросов, порядка голосования. Совет созывает внеочередные заседания Думы, назначает комитеты, ответственные за подготовку законопроекта к рассмотрению Думой, принимает решения о проведении парламентских слушаний, награждает Почетной грамотой Государственной Думы и др.

Дума работает на постоянной основе в сессионном порядке. Ежегодно проводятся две сессии. Ранее Регламент четко определял, что весенняя сессия работаетс 12 января по 20 июня, а осенняя — с 1 сентября по 25 декабря. С 2005 г. Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, которое принимается на одном из последних заседаний текущей сессии. Таким образом, каждый год начало и конец работы сессии принимается индивидуальным постановлением и не совпадает с другими годами.

С

ессия включает в себя: заседания палаты, проводимые по средам и четвергам, они могут быть открытыми и закрытыми; заседания комитетов и комиссий — по понедельникам и пятницам;парламентские слушания— в дни, определенные Советом Государственной Думы. Каждую среду на заседаниях Думы проводятся: час голосования — на голосование могут выноситься только те законы и постановления, которые уже были предметом обсуждения палаты; правительственный час — для ответов членов Правительства на вопросы депутатов. По четвергам проводится час заявлений. Могут проводиться внеочередные заседания. По вторникам проводятся заседания Совета Государственной Думы, на вторник также запланирована и работа депутатов в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы с избирателями в округах и регионах.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации: после трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом Российской Федерации; после выражения недоверия Правительству повторно в течение трех месяцев; после отказа в доверии Правительству при постановке этого вопроса Председателем Правительства в течение семи дней.

В соответствии с Конституцией Дума не может быть распущена: в течение первого года после избрания Думы при выражении ею недоверия или отказе в доверии Правительству; с момента выдвижения обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации; а также исполняющим обязанности Президента; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

В случае роспуска Думы Президент одновременно назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Но эти четыре месяца страна живет без представительного (законодательного) органа.

Совет Федерации не может быть распущен никем.