14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы), возникшие в XII–XIIIвв., были феодальными сословно-представительными органами при короле. Парламенты современного типа как общенациональные представительные органы возникли в эпоху буржуазных революцийXVI–XVIIIвв. В России отдельные элементы народного представительства появились уже в Киевской Руси, Великом Новгороде, а затем и в Московском государстве. В ХVIв. созывается Земский собор, затем формируются Боярские думыкак органы сословного представительства. И лишьв 1906 г. была избранаIГосударственная Дума — первый российский общенациональный парламент. После Октябрьской революции в России утвердился новый тип народного представительства — Советы народных депутатов.
Принципы их формирования парламента:
— принцип представительности— в парламент избираются представители, которым народ делегирует свое право управления государственными делами;
— принцип разделения властей— парламент — высший законодательный орган, обладающий исключительнымправом законодательного регулирования жизни страны.
Эти два принципа и позволяют называть парламент представительным и законодательным органом государства.
П
В России двухпалатный парламент — Федеральное Собрание. Это представительный и законодательный орган государства, избираемый народом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, представляющего интересы субъектов Российской Федерации, и Государственной Думы, представляющей интересы всего населения России. Вместе с тем Совет Федерации и Государственная Дума — государственные органы всейфедерации, решения их обязательны на всей территории Российской Федерации. Обе палаты самостоятельны, независимы друг от друга и равноправны, но традиционно по его месту в законодательном процессе Совет Федерации называют верхней палатой. Палаты работают раздельно и самостоятельно решают вопросы, находящиеся в их ведении. Совместно они могутсобираться только в случаях, определенных Конституцией, для заслушивания посланий Президента РоссийскойФедерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Ф
Но с другой стороны, благодаря системе сдержек и противовесов Федеральное Собрание ограничено в принятиизаконов необходимостью подписания и обнародования каждогозакона Президентом Российской Федерации, обладающим правом отлагательного вето, необходимостью согласования с Правительством всех законов, связанных с расходами из федерального бюджета, и возможностью Конституционного Суда признать закон неконституционным. Более того, Президент может распустить Государственную Думу. Федеральное Собрание, со своей стороны, имеет конституционные рычаги воздействия на другие ветви власти.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. В настоящее время 83 субъекта Российской Федерации, поэтому сейчас в Совет Федерации входит 166 членов.1Первоначально они избирались всенародным голосованием на основе мажоритарной системы по двухмандатным округам, затем в соответствии с федеральным законом (1995) в Совет Федерации входили по должности главы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
В
В настоящее время действует ФЗ от 03.12.2012. №229-ФЗ (ред. от 07.05.2013), в соответствии с которым представитель законодательного органа субъектаРоссийской Федерации избирается им на срок своих полномочий из числа депутатов законодательного органа данного субъекта РФ. А представитель от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий из числа 3 лиц, предложенных кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ при проведению выборов высшего должностного лица. При этом кандидатами на должность представителя в Совет федерации могут быть депутаты ГосДумы и члены Совета Федерации от этого региона, а также депутаты законодательного органа или муниципальных образований этого субъекта.
Полномочия члена Совета Федерации могут быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.
В
В целях обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации по формированию проекта повестки дня, порядка обсуждения вопросов на заседаниях палаты образован Совет палаты. В него входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий.
С
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года (с 2011 г. - на пять лет). Депутатами Государственной Думы могут быть избраны граждане Российской Федерации старше 21 года, имеющие право участвовать в выборах. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства, а также имеющий собственность за рубежом.
П
На свое первое заседание депутаты Государственной Думы собираются на 30-й день после избрания, но Президент имеет право созвать первое заседание ранее этого срока. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Внутреннее устройство палаты определяется ее Регламентом. Дума избирает из своего состава Председателя, первых заместителей и заместителей Председателя Думы (в Думе 2007 г. избраны Председатель, первый заместитель и шесть заместителей от партии «Единая Россия» и по одному заместителю от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России»).
Д
Из числа депутатов в Думе формируются комитеты по различным вопросам ее ведения (с 2007 г.— 32 комитета) численностью от 12 до 35 человек. В их состав входят депутаты от всех фракций пропорционально их численности. Каждый депутат, за исключением Председателя палаты, обязан работать в одном из комитетов. По своему статусу к комитетам приравнивается комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Кроме того, могут создаваться различныекомиссиидля выполнения отдельных поручений.
Важную роль в деятельности Думы играет образуемый ею Совет Государственной Думы, в состав которогос правом решающего голоса входят Председатель Думы и его заместители, а с правом совещательного голоса —председатели думских комитетов. Руководители фракций фактически лишены всех прав.
Н
Дума работает на постоянной основе в сессионном порядке. Ежегодно проводятся две сессии. Ранее Регламент четко определял, что весенняя сессия работаетс 12 января по 20 июня, а осенняя — с 1 сентября по 25 декабря. С 2005 г. Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, которое принимается на одном из последних заседаний текущей сессии. Таким образом, каждый год начало и конец работы сессии принимается индивидуальным постановлением и не совпадает с другими годами.
С
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации: после трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом Российской Федерации; после выражения недоверия Правительству повторно в течение трех месяцев; после отказа в доверии Правительству при постановке этого вопроса Председателем Правительства в течение семи дней.
В соответствии с Конституцией Дума не может быть распущена: в течение первого года после избрания Думы при выражении ею недоверия или отказе в доверии Правительству; с момента выдвижения обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации; а также исполняющим обязанности Президента; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.
В случае роспуска Думы Президент одновременно назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Но эти четыре месяца страна живет без представительного (законодательного) органа.
Совет Федерации не может быть распущен никем.
- В. Г. Васильев конституционное право Учебное пособие
- Isbn 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение
- Раздел 1.Основы теории конституционного права
- 1. Конституционное право как отрасль права
- 1.1. Понятие конституционного права
- 1 .2. Источники конституционного права
- 1.3. Конституционно-правовые отношения
- Контрольные вопросы и задания
- 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства
- 2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации
- 12 Декабря 1993 г.
- 2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
- 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
- 3.2. Основные характеристики Российского государства
- Контрольные вопросы и задания
- 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
- 4.1. Понятие и структура гражданского общества
- 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
- Основные отличия рыночной экономики от плановой
- 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
- 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
- 5.2. Конституционный статус общественных объединений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 3. Основы правового статуса личности
- 6. Конституционные основы правового положения личности
- 6.1. Понятие правового положения личности
- 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
- 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Гражданство Российской Федерации
- 7 .1. Понятие гражданства
- 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
- Контрольные вопросы и задания
- 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
- 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
- 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
- 9.1. Понятие и формы государственного устройства
- 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
- Контрольные вопросы и задания
- 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
- 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
- 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
- 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
- Контрольные вопросы и задания
- 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 11.1. Понятие и признаки органа государства
- 11.2. Система и виды органов государства
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
- 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
- 12.1. Понятия выборов и избирательного права
- 12.2. Виды избирательных систем
- 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
- Контрольные вопросы и задания
- 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
- 1 3.1. Президент Российской Федерации — глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
- 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
- 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Федеральное Собрание — Парламент России
- 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
- 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
- Контрольные вопросы и задания
- 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
- 16. Правительство Российской Федерации
- 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
- 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
- 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- Контрольные вопросы и задания
- 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- 17.1. Понятие и принципы правосудия
- 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
- 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
- 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
- 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
- 1 8.3. Система органов прокуратуры
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
- 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
- 2 0.2. Формы непосредственной демократии
- 2 0.3. Органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- ЗаклюЧение
- Оглавление
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183