logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации

К

онституция, являясь основным законом, требует специфического порядка ее принятия. В различных зарубежных странах возможны различные варианты принятия конституции: парламентом; специальным органом —Конституционным Собранием(или Учредительным); на всенародномреферендуме; другие промежуточные формы. В некоторых странах конституции были дарованы народу правившими монархами.

В

российской истории можно проследить все отмеченные порядки. Были несостоявшиеся попытки дарования народу конституции монархами. В 1917 г. Временным правительством предпринята попытка принятия конституции Учредительным собранием. Все советские конституции были приняты либо съездами депутатов, либо Верховным Советом (парламентом). Ныне действующая Конституция принята на референдуме, а в Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность созыва Конституционного Собрания.

В целях повышения стабильности развития общества в Конституции Российской Федерации предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Порядок пересмотра 1, 2, 9-й главКонституции Российской Федерации:

Внесение поправок к главам 38 Конституции Российской Федерации осуществляется в порядке принятияфедерального конституционного закона, предложение должно быть одобрено:

В окончательном виде закон подписывается Президентом Российской Федерации.

П

роцесс рассмотрения закона в субъектах Российской Федерации контролируется Советом Федерации, и должен завершиться не позднее одного года со дня принятия закона. Кроме того, действия Совета Федерации могут быть оспорены вКонституционном Суде.

Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (Рос. газ. от 20 декабря 2001 г.). В соответствии с этим законом иностранное государство или его часть могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта.1А образование нового субъекта может произойти путем объединения двух и более существующих субъектов. Изменения статьи могут произойти также в связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта. Однако закона об изменении статуса пока нет.

Ч

асть 2 ст. 137 Конституции предусматривает внесение изменения в ст. 65 в случае изменения наименования субъекта. Согласно постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации» (Рос. газ. от 14 декабря 1995 г.), субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования, которое вносится в ст. 65 указом Президента Российской Федерации.

Например, указами Президента Российской Федерации в 1996, 2001, 2003 гг. в ст. 65 Конституции Российской Федерации были внесены измененные наименования субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия, Чувашская республика, Ханты-Мансийскийавтономный округ — Югра.

*

* *

Таким образом, конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, которые закрепляют основы общественного строя и политики Российской Федерации, основы правового положения личности, национально-государственное устройство Российской Федерации, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Граждане Российской Федерации, а также все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.