6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
П
К иностранным гражданамотносятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.Лица без гражданств— это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и неимеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Понятие «иностранный гражданин» обычно включает в себя понятие «лицо без гражданства», кроме случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила.
Иностранные граждане делятся на три группы:
- Временно пребывающиев Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, на срок не более 90 суток (бизнес, туризм, работа по контракту, приглашение и др.).
- Временно проживающиев Российской Федерации на основании разрешения, которое им выдается сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. В случае получения разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев, может неоднократно продлеваться на период от одного месяца.
Иностранный гражданин при обращении за получением патента может подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации документом о прохождении соответствующего экзамена.
Не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Мотивированное предложение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формируется на основании прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.
Правительство Российской Федерации приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы,
- Постоянно проживающиев Российской Федерации на основании вида на жительство, выданного органами Федеральной миграционной службой сроком на пять лет. До этого они должны прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Разрешения на временное проживание и вид на жительство не выдаются, а ранее выданные аннулируются в случае, если иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; создает угрозу безопасности Российской Федерации или гражданам Российской Федерации; совершает или оказывает содействие в совершении террористических актов; выдворялся за пределы Российской Федерации; сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден или имеет неснятую судимость за совершение тяжкого преступления; неоднократно в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации; не имеет законных источников существования без помощи государства; по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения; болен наркоманией или инфекционным заболеванием, опасным для окружающих, и др.
В соответствии с федеральным законом иностранные граждане имеют ограничения при передвижении в пределах Российской Федерации, не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Работодателями для иностранных граждан могут быть физические и юридические лица, получившие специальные разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранные граждане не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, не могут командовать воздушным судном, не могут работать на объектах, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации, и др.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную или альтернативную гражданскую службу. Однако в 2007 г. в закон была внесена поправка, в соответствии с которой иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту.
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию на основании приглашения, выданного МИДом по ходатайству: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации; международных организаций и их представительств в Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом должны быть предоставлены гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан на период их пребывания в Российской Федерации.
Территориальный орган ФМС выдает приглашения по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию, обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней в территориальных органах ФМС, которые осуществляют контроль за их пребыванием на территории Российской Федерации. Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации и невыполнения требования о выезде (в срок от 3 до 15 суток) он подвергается депортации (принудительной высылке) за его счет или за счет приглашающей стороны, или за счет средств федерального бюджета.
Статус дипломатических работников имеет особый правовой режим, основанный на привилегиях и иммунитете, установленных законодательством и международными договорами.
Особый статус, определенный федеральными законами, имеют беженцы и вынужденные переселенцы (Федеральныйзакон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 23 июля 2008 г.) (Рос. газ. от 3 июня 1997 г.); Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (ред. от 23 июля 2008 г.) (Рос. газ. от 28 декабря 1995 г.).
Беженцы— это лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации из других стран вследствие насилия, преследования по признаку расовой, национальной, религиозной принадлежности, языка или политических убеждений.
Вынужденные переселенцы — это граждане Российской Федерации, вынужденные переселиться (извне или внутри страны) по тем же мотивам. Их правовой статус аналогичен статусу беженцев. Вынужденным переселенцем может быть признано также лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, постоянно проживающее на законных основаниях на территории Российской Федерации.
- В. Г. Васильев конституционное право Учебное пособие
- Isbn 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение
- Раздел 1.Основы теории конституционного права
- 1. Конституционное право как отрасль права
- 1.1. Понятие конституционного права
- 1 .2. Источники конституционного права
- 1.3. Конституционно-правовые отношения
- Контрольные вопросы и задания
- 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства
- 2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации
- 12 Декабря 1993 г.
- 2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
- 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
- 3.2. Основные характеристики Российского государства
- Контрольные вопросы и задания
- 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
- 4.1. Понятие и структура гражданского общества
- 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
- Основные отличия рыночной экономики от плановой
- 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
- 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
- 5.2. Конституционный статус общественных объединений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 3. Основы правового статуса личности
- 6. Конституционные основы правового положения личности
- 6.1. Понятие правового положения личности
- 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
- 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Гражданство Российской Федерации
- 7 .1. Понятие гражданства
- 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
- Контрольные вопросы и задания
- 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
- 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
- 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
- 9.1. Понятие и формы государственного устройства
- 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
- Контрольные вопросы и задания
- 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
- 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
- 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
- 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
- Контрольные вопросы и задания
- 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 11.1. Понятие и признаки органа государства
- 11.2. Система и виды органов государства
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
- 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
- 12.1. Понятия выборов и избирательного права
- 12.2. Виды избирательных систем
- 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
- Контрольные вопросы и задания
- 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
- 1 3.1. Президент Российской Федерации — глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
- 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
- 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Федеральное Собрание — Парламент России
- 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
- 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
- Контрольные вопросы и задания
- 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
- 16. Правительство Российской Федерации
- 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
- 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
- 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- Контрольные вопросы и задания
- 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- 17.1. Понятие и принципы правосудия
- 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
- 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
- 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
- 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
- 1 8.3. Система органов прокуратуры
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
- 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
- 2 0.2. Формы непосредственной демократии
- 2 0.3. Органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- ЗаклюЧение
- Оглавление
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183