logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

4.1. Понятие и структура гражданского общества

С

оциально-экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации характеризуют в первую очередь не само государство, а ту сферу общественных отношений, которая выходит за пределы государственно-правовых отношений и именуется гражданским обществом. Поэтому формальногражданское обществоможно определить как совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные интересы и потребности общества в целом и его отдельных членов.

Великий немецкий философ Гегель утверждал, что гражданское общество является ареной борьбы частных, индивидуальных интересов. Современные исследователи называют гражданское общество сферой автономной активности индивидуальных и коллективных субъектов, защищающих свои частные цели и интересы, и эти отношения между ними не опосредованы публичной властью.

Это не означает разделения социального пространствана две изолированные сферы. Общество есть единое целое, между различными его сферами неизбежны взаимосвязь и взаимодействие. Государство влияет на жизнь автономной частной сферы созданием благоприятных или неблагоприятных условий для ее функционирования.С другой стороны, гражданское общество выполняет функции соединения частных и общественных интересов, посредничества между личностью и государством. Гражданское общество обретает свой подлинный расцвет в условиях демократии, а демократия развивается и сохраняется лишь на базе гражданского общества.

Принципы функционирования гражданского общества – законность, гласность, равенство, свобода самовыражения человека, гуманизм. Наряду с этими общими принципами необходимо выделить специфические принципы, это, во-первых, самоуправляемость, невмешательство в деятельность субъектов гражданского общества государственных и муниципальных органов власти, добровольность участия граждан в деятельности структур гражданского общества и др. Исходя из этого, можно сделать вывод, что институт гражданского общества должен быть сообществом людей, созданным для достижения общих целей, на основе добровольности и самоуправляемости, должен обладать политической независимостью и экономической самостоятельностью и реально влиять на принятие политических и управленческих решений.

Наиболее важные функции институтов гражданского общества: контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти, информирование общественности о результатах контроля, оказание влияния на распределение бюджетных средств на социальные нужды, повышение правовой культуры граждан и многое другое.

Некоторые политики отождествляют понятие гражданского общества, в первую очередь, с политическими партиями и иными общественными объединениями. Однако, большинство политологов к институтам гражданского общества наряду с указанными институтами относят также все устойчивые формы самодеятельных социальных субъектов: различные ассоциации, союзы, трудовые коллективы, коммерческие предприятия, правозащитные организации, клубы по интересам, средства массовой информации и др. Главные критерии – самостоятельность, самоуправляемость и независимость от государства.

Г

ражданское общество строится на основе многообразия форм собственности и включает в себя, в первую очередь, крупные, средние и мелкие коммерческие предприятия частного сектора экономики, которые составляют экономическую основу гражданского общества. В политической сфере гражданского общества – это общественные объединения граждан, важнейшими из которых являются политические партии, которые создаются для отстаивания интересов граждан перед органами власти и для борьбы за власть, Сюда же относятся многообразные некоммерческие (неправительственные) организации, религиозные объединения, которые зачастую создаются спонсорами из-за рубежа, и средства массовой информации. Социальную сферу гражданского общества представляют многочисленные частные организации воспитания, образования, отдыха, науки, культуры, пользующиеся поддержкой и защитой государства. Некоторые авторы выделяют духовную сферу, связанную с деятельностью творческих союзов. Необходимо выделить как самостоятельный специфический институт – семью как основную и естественную ячейку общества.

Основными показателями зрелости гражданского общества являются: наличие различных партий, в том числе оппозиционных; реальная свобода слова и информации; соблюдение прав гражданина, в том числе права частной собственности; наличие в обществе согласия или компромисса интересов всех классов и социальных групп. С формальной точки зрения наличие гражданскогообщества в России не вызывает сомнения, однако некоторые политики, ориентирующиеся на Запад, считают, что для России гражданское общество является пока идеальной мечтой. Для его становления необходимо допустить иностранный капитал в политическую, социальную и духовную сферы. Видимо, поэтому в Конституции Российской Федерации понятиегражданское обществодаже не упоминается, но многие ее положения свидетельствуют о стремлении к расширению его деятельности.

Многие институты гражданского общества являются предметом изучения политологии. В курсе конституционного праварассматривается лишь часть элементов гражданского общества, в первую очередь отношения собственности и объединения граждан.