1 8.3. Система органов прокуратуры
В систему прокуратуры Российской Федерации входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов Российской Федерации иприравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакциипечатных изданий; прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Систему Следственного комитета Российской Федерации составляют: центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные следственные подразделения Следственного комитета.
Порядок формирования прокуратур:
— Генеральный прокурор Российской Федерации назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Еслипредложенная Президентом кандидатура не получит требуемого количества голосов, то Президент в течение 30 дней представляет новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора рассчитан на пять лет. Все его заместители (в том числе Главный военный прокурор) назначаются также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.1
— Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются и освобождаются Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.2
— Прокуроры городов и районов, военных и специализированных прокуратур назначаются и освобождаются Генеральным прокурором.
Порядок формирования следственных органов:
— Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Председателя законом не установлен. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета. Президентом Российской Федерации назначаются также руководители главных следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их заместители и иные должностные лица, для должностей которых предусмотрены высшие специальные звания. На других сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральным законом.
В Генеральной прокуратуре и в Следственном комитете, а также в их структурных подразделениях в субъектах Российской Федерации создаются коллегии, главные управления, управления, отделы, устанавливаются должности соответственно прокуроров и следователей.
Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации (не имеющие иного гражданства), при наличии высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности следователей в районные и городские отделы, в виде исключения, могутназначаться лица, окончившие третий курс юридического вуза.
Лица, впервые назначаемые на должность, принимают Присягу прокурора и соответственно Присягу сотрудника Следственного комитета о соблюдении Конституции изаконов, непримиримой борьбе с нарушениями закона, защите интересов личности, общества и государства. Возраст районного прокурора — не моложе 25 лет, стаж работы в органах прокуратуры — не менее 3 лет, для прокуроров субъектов Российской Федерации — соответственно 30 и 5 лет. Сроки полномочий в законе не указаны.
Аналогичные требования предъявляются и при назначении руководителей следственных органов. При этом установлена норма — назначение производится на срок не более пяти лет и не более двух сроков подряд.
Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение уголовного дела, производство расследования могут осуществляться только соответственно органами прокуратуры или следствия. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и транспорта прокурора, за исключением случаев обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
Полномочия прокурора. При осуществлении возложенных на прокурора надзорных функций он вправе: беспрепятственно входить на территорию и в помещенияподнадзорных органов; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения законов; требовать предоставления необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок и ревизий; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов. Прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокурор вправе в любое время посещать эти органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с соответствующими документами, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и осужденных, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на них в нарушение закона. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в этих учреждениях.
В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий вправе:
— беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки;
— входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;
— требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления документов и материалов, выделения специалистов, требовать проведения проверок, ревизий, различных исследований и привлекать для этих целей специалистов;
— вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.
Акты прокурорского реагированияна нарушения закона: протесты; представления; постановления; предостережения.
Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Он может быть принесен также на незаконное или необоснованное решение судьи по делу, в рассмотрении которого участвовал прокурор.
Представлениеоб устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона должны быть приняты в течение месяца с письменным сообщением прокурору об их результатах.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом в установленный законом срок с письменным сообщением прокурору о результатах рассмотрения.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережениео недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения этого требования должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
- В. Г. Васильев конституционное право Учебное пособие
- Isbn 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение
- Раздел 1.Основы теории конституционного права
- 1. Конституционное право как отрасль права
- 1.1. Понятие конституционного права
- 1 .2. Источники конституционного права
- 1.3. Конституционно-правовые отношения
- Контрольные вопросы и задания
- 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства
- 2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации
- 12 Декабря 1993 г.
- 2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
- 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
- 3.2. Основные характеристики Российского государства
- Контрольные вопросы и задания
- 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
- 4.1. Понятие и структура гражданского общества
- 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
- Основные отличия рыночной экономики от плановой
- 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
- 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
- 5.2. Конституционный статус общественных объединений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 3. Основы правового статуса личности
- 6. Конституционные основы правового положения личности
- 6.1. Понятие правового положения личности
- 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
- 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Гражданство Российской Федерации
- 7 .1. Понятие гражданства
- 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
- Контрольные вопросы и задания
- 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
- 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
- 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
- 9.1. Понятие и формы государственного устройства
- 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
- Контрольные вопросы и задания
- 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
- 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
- 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
- 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
- Контрольные вопросы и задания
- 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 11.1. Понятие и признаки органа государства
- 11.2. Система и виды органов государства
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
- 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
- 12.1. Понятия выборов и избирательного права
- 12.2. Виды избирательных систем
- 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
- Контрольные вопросы и задания
- 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
- 1 3.1. Президент Российской Федерации — глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
- 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
- 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Федеральное Собрание — Парламент России
- 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
- 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
- Контрольные вопросы и задания
- 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
- 16. Правительство Российской Федерации
- 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
- 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
- 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- Контрольные вопросы и задания
- 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- 17.1. Понятие и принципы правосудия
- 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
- 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
- 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
- 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
- 1 8.3. Система органов прокуратуры
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
- 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
- 2 0.2. Формы непосредственной демократии
- 2 0.3. Органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- ЗаклюЧение
- Оглавление
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183