logo search
госники ГМУ

19. Основы государственной и муниципальной социальной политики

Социальная сфера является ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей, в первую очередь сталкивающихся с проблемами, проявившимися в этой сфере.

На территории муниципального образования учреждения социальной защиты обычно представлены такими институтами, как центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, городские центры жилищных субсидий, отделы социального обеспечения (собесы), управления труда и занятости населения, биржи труда, благотворительные организации, дома ночного пребывания (ночлежки), центры общественных работ, приюты для детей и подростков, центры социальной реабилитации детей, инвалидов, спортсменов и пр.

Социальная сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как: охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в РФ в настоящее время уходит около 18% ВВП. Причем львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми и не подлежат секвестированию, средств не хватает даже на реализацию первоочередных целей. Все это требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.

К основным задачам управления социальной сферой относятся:

♦ поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципалитета;

♦ разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;

♦ распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;

♦ оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);

♦ подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;

♦ проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.

Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.

Занятость является структурным элементом сложившегося в обществе социального порядка. Благодаря обеспечению эффективной системы занятости осуществляется не только режим распределения квалифицированных кадров между отраслями экономики, но и социальная стабильность. На характер занятости, степень ее полноты оказывают влияние система образования, сложившаяся в регионе, показатель рентабельности градообразующих предприятий, а также приоритеты в развитии региональной экономики. Проблема занятости описывается на пересечении объектного и субъектного уровней научного отображения. И если объектный уровень включает в себя неупорядоченную информацию о сложных разноуровневых тенденциях на рынке труда, то субъектный – сложившуюся в Госкомстате систему сбора и регистрации статистической информации о состоянии рынка труда в том или ином регионе.

Занятость – важнейший фактор макроэкономической устойчивости региона. Ярко выраженная тенденция на усиление региональных позиций в бюджетном перераспределении средств делает проблему занятости предметом тщательно продуманной и подготовленной региональной политики по организации эффективного рынка труда. Среди критериев такой эффективности следует выделить следующие обстоятельства: максимально низкий процент безработицы, рассчитываемый как процент к показателю экономически активного населения и соответствие структуры занятости профилю и квалификации специалистов.

Ключевым направлением развития социальной сферы на местном уровне является развитие образования. Система образования в РФ охватывает все уровни государственной и муниципальной власти, включая закрепленные за каждым уровнем полномочия по управлению различными категориями образовательных предприятий и учреждений. И если общеобразовательные учреждения, вбирающие в себя дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, преимущественно находятся в сфере компетенции местных органов власти, то институт профессионального образования остается под опекой государственной власти. Государство сохраняет за собой возможность влияния на всю систему образования, закрепив за собой право в разработке государственных образовательных стандартов, а также лицензируя ведение образовательной деятельности негосударственными учебными заведениями. На муниципальном уровне деятельность органов самоуправления предусматривает использование таких инструментов регулирования образовательной сферы, как создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, контроль за деятельностью образовательных учреждений со стороны местных органов управления, формирование бюджета развития образовательной сферы, назначение руководителей образовательных учреждений, развитие системы дополнительного образования и пр.

Предприятия здравоохранения на муниципальных территориях, как правило, представлены многопрофильными поликлиниками. Вместе с ними в систему управления муниципальным здравоохранением входит соответствующее подразделение в структуре местной администрации, комитет представительного органа власти, учреждение Госсанэпиднадзора, муниципальные аптеки, консультативные центры, а также врачебно-фельдшерские центры предприятий и учреждений. Кроме того, необходимую для функционирования здравоохранительной сферы инфраструктуру обеспечивают медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, а также частные фирмы, оказывающие медицинские услуги. Управление культурой в РФ осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. Организация выставок, концертов, праздничных мероприятий, содержание музеев, архивов принадлежат к компетенции местных органов власти и служат способом самоутверждения территориального образования, глубоким обоснованием его миссии и свидетельством его социальной привлекательности.