6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
На первый взгляд организационная структура государственной статистики в Российской Федерации полностью отвечает интересам анализа региональной экономики. Первичные статистические данные, получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в статистических комитетах субъектов Федерации, а затем окончательно сводятся в Государственном комитете по статистике России.
Однако поскольку в прежней централизованной экономике регион не являлся в полной мере экономической подсистемой (экономическим субъектом) национальной экономики, это отражалось на содержании и структуре региональной статистики. Деятельность региональных подразделений государственной статистики в большей степени ориентировалась на передачу отдельных блоков данных в центр и на информационное обслуживание хозяйства местного подчинения. В гораздо меньшей степени региональная статистика была настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик. В частности, на региональном уровне официально не рассчитывались главные макроэкономические показатели и не строились синтетические экономические балансы.
Повышение роли регионов — субъектов Федерации в экономической жизни сопровождается качественным усилением региональной статистики, приближением ее к структуре национальной статистики. Определенное представление о структуре государственной статистики по субъектам Федерации дает двухтомный статистический сборник «Регионы России», регулярно выпускаемый с 1997 г.
А. Индикаторы состояния и развития экономики региона. Анализ различных аспектов функционирования и развития экономики региона проводится с целью выявления объективных тенденций и постановки на этой основе объективного диагноза. На этой базе должна строиться стратегия и тактика регионального развития.
Построение системы региональных счетов (СРС) — главное на правление совершенствования региональной статистики.
Для регионов необходимо строить тот же набор счетов, который входит в настоящее время в систему национального счетоводства (СНС), а именно:
• счет товаров и услуг;
• счет производства;
• счет образования доходов;
• счет распределения первичных доходов;;.
• счет вторичного распределения доходов;
• счет используемого располагаемого дохода;
• счет операций с капиталом.
На методологической и информационной базе СНС строятся сводные балансы, характеризующие взаимосвязи между элементами экономики региона, такие, как: материальные балансы, балансы основного капитала, трудовых и природных ресурсов, финансовый баланс и наиболее общие балансы — межотраслевой баланс производства и распределения продукции, межотраслевой материально-финансовый баланс.
Типологизация регионов — выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Для осуществления задач государственной региональной политики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-экономического положения регионов.
В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения (социальная составляющая).
Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития. Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов.
Региональная типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т. п.).
На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
- Принципы менеджмента
- 2. Понятие организационной структуры: организационная и производственная структура
- 3.Методологические подходы к науке управления организацией: вклад в развитие теории управления
- 4. Функции управления: понятие, значение, классификация
- 5. Методы управления: понятие, классификация, характеристика
- 6. Организационные структуры управления: понятие, звенья и ступени, виды связей
- 7. Классификация и характеристика структур управления по наличию и преобладанию связей
- 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
- 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
- 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
- 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
- 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
- 13. Условия и факторы качества управленческих решений
- 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
- 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
- 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
- 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
- 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
- 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
- 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
- 21. Эффективность управления: понятие, показатели
- 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
- 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
- 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
- 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
- 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
- 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
- 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
- 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
- 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
- Региональная экономика и управление
- 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
- 3.Основы построения региональных бюджетных систем
- 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
- 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
- 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
- 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
- 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
- 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
- 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
- 11. Экономическая эффективность производства
- 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
- 13.Индикативное планирование регионального развития
- 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
- 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
- 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
- 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
- 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
- 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
- 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
- 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
- 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
- 25. Бюджет развития региона: место в бюджете региона, цели разработки, источники формирования средств и направления их использования
- 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
- 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
- 28. Отраслевая структура производства в регионе
- 29. Регулирование занятости в регионе
- 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
- Система государственного и муниципального управления
- 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
- 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
- 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
- 7. Организационные основы местного самоуправления
- 8. Экономическая основа местного самоуправления
- 9. Правовые основы местного самоуправления
- 10. Основные научные школы о государстве и управлении
- 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
- 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
- 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
- 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
- 16. Федеральные органы законодательной власти рф
- 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
- 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
- 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
- 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
- 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
- 23. Организационная структура местной администрации
- 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
- 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
- 29. Информационное обеспечение муниципального управления
- 30. Разработка и реализация государственной политики