20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
Школа научного управления. (1885-1920 гг.). Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием “научная организация труда”, совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер – практик и менеджер Ф. Тейлор (1856–1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.
Ф. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответственен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ.
Для данной школы характерны также следующие черты:
– использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
– целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;
– обеспечение работников ресурсами;
– применение материального стимулирования.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
5. Отделение планирования от самой работы
Классическая, или административная, школа управления(1920- 1950 гг.). Наибольший вклад в ее развитие внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали два аспекта. Первый – разработка рациональной системы управления организацией. Определив основные функции бизнеса, эти теоретики были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения. Такими функциями они считали финансы, производство и маркетинг. Второй аспект – построение структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
Вклад классической школы в теорию менеджмента:
1. Развитие принципов и функций управления.
2. Создание механизма управления организацией.
3. Систематизирован подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений в управлении(1930- 1950 гг.). Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Таким образом, школа человеческих отношений сосредоточила свое внимание на человеческом факторе при достижении эффективности организации. Но проблема не получила своего решения в полной мере.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Ее главный постулат: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.
Основными достижениями школы поведенческих наук считаются:
-использование приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности труда;
-применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы потенциал каждого работника мог быть использован полностью;
-был сделан вывод о том, что для достижения эффективности управления социальной организацией необходимо научиться управлять поведением людей как членов этой организации.
Школа науки управления(с 1950 г.), или количественный метод, базируется на использовании в управлении данных точных наук – математики, статистики, инженерных наук – и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. Однако до Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Вероятно, сильным толчком к применению этих методов в управлении явилось развитие компьютеров. Они позволили конструировать математические модели возрастающей сложности, которые в наибольшей степени приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Вклад школы науки управления в теорию менеджмента.
-Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, в том числе экономико- математических.
-Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
-Использование информационных технологий в управлении.
-Разработка общей теории управления.
- Принципы менеджмента
- 2. Понятие организационной структуры: организационная и производственная структура
- 3.Методологические подходы к науке управления организацией: вклад в развитие теории управления
- 4. Функции управления: понятие, значение, классификация
- 5. Методы управления: понятие, классификация, характеристика
- 6. Организационные структуры управления: понятие, звенья и ступени, виды связей
- 7. Классификация и характеристика структур управления по наличию и преобладанию связей
- 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
- 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
- 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
- 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
- 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
- 13. Условия и факторы качества управленческих решений
- 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
- 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
- 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
- 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
- 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
- 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
- 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
- 21. Эффективность управления: понятие, показатели
- 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
- 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
- 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
- 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
- 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
- 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
- 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
- 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
- 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
- Региональная экономика и управление
- 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
- 3.Основы построения региональных бюджетных систем
- 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
- 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
- 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
- 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
- 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
- 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
- 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
- 11. Экономическая эффективность производства
- 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
- 13.Индикативное планирование регионального развития
- 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
- 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
- 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
- 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
- 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
- 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
- 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
- 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
- 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
- 25. Бюджет развития региона: место в бюджете региона, цели разработки, источники формирования средств и направления их использования
- 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
- 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
- 28. Отраслевая структура производства в регионе
- 29. Регулирование занятости в регионе
- 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
- Система государственного и муниципального управления
- 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
- 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
- 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
- 7. Организационные основы местного самоуправления
- 8. Экономическая основа местного самоуправления
- 9. Правовые основы местного самоуправления
- 10. Основные научные школы о государстве и управлении
- 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
- 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
- 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
- 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
- 16. Федеральные органы законодательной власти рф
- 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
- 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
- 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
- 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
- 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
- 23. Организационная структура местной администрации
- 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
- 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
- 29. Информационное обеспечение муниципального управления
- 30. Разработка и реализация государственной политики