logo
госники ГМУ

Система государственного и муниципального управления

  1. Содержание системы государственного управления

  2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления

  3. Концепция и сущностные признаки местного самоуправления

  4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

  5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131, его основные положения

  6. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131 о типах муниципальных образований, их характеристика

  7. Организационные основы местного самоуправления

  8. Экономическая основа местного самоуправления

  9. Правовые основы местного самоуправления

  10. Основные научные школы о государстве и управлении

  11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах РФ

  12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования

  13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе

  14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления

  15. Конституционные основы государственного и муниципального управления

  16. Федеральные органы законодательной власти РФ

  17. Федеральные органы исполнительной власти РФ

  18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах

  19. Основы государственной и муниципальной социальной политики

  20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих

  21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере

  22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления

  23. Организационная структура местной администрации

  24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика

  25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

  26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования

  27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг

  28. Кадровое обеспечение муниципального управления

  29. Информационное обеспечение муниципального управления

  30. Разработка и реализация государственной политики

  1. Содержание системы государственного управления

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление “сверху вниз”, в связи, с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

1. Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

2. Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

3. Целеполагающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.

4. Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

5. Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

♦ принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.

♦ принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

♦ принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти

♦ принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства.

♦ принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения

♦ принцип гомогенности - преимущество федерального права перед региональным..

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти.

Управление, будучи производной от власти, выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально-экономических и политических процессов. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Составным элементом государственной системы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность методов реализации функций государственной власти.

Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создания большего числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не последнюю роль в механизме государственного управления имеют географические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления является форма государственного устройства, определяющая структуру государственной власти с учетом региональных, этнических и географических особенностей местности.

И наконец, экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции.