logo
госники ГМУ

22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп

Человек в организации выполняет работу в окружении людей, находясь во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель определенной роли, соответствующей его должности, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает влияние на поведение человека, а его поведение влияет на жизнь группы.

В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:

• формальные;

• неформальные.

Формирование и функционирование формальных и неформальных групп в организации представляет собой динамичный процесс.

Формальные группы – это структурные подразделения в организации, имеющие формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, формально закрепленные за ними функции и задачи (например, бухгалтерский учет, производство, маркетинг). Формальные группы создаются руководителями организации для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и на временной основе. Вступление в формальную группу преследует потребности в статусе, усилении власти и реализации общей цели.

Существуют также неформальные группы (организации) – спонтанно образовавшиеся гpyппы людей, кoтopыe вcтyпaют в peгyляpнoe взaимoдeйcтвиe для дocтижeния oпpeдeлeнныx цeлeй. Эти цели, как и y формaльныx групп (opгaнизaций), являются пpичинoй cyщecтвoвaния тaкoй opгaнизaции. Неформальные группы создаются по принципу симпатий, общих интересов, привычек, увлечений.

Они образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых. В крупных организациях существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения.

Такие группы имеют свои правила, нормы поведения, своего неформального лидера. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации, и эффективность их работы подчас сильнее, чем у формальных групп.

Основными причинами вступления в неформальную группу являются потребности в принадлежности, помощи, общении и взаимные симпатии.

В последние годы получило большое распространение понятие команда. Это связано с тем, что во многих жизненных ситуациях команды и командная работа являются важным, а нередко и главным фактором повышения эффективности деятельности современных организаций. К команде относят малую группу с высокой степенью организованности и эффективности.

Команда – это небольшая группа людей, обладающих взаимодополняющими навыками, которые совместно работают над достижением цели, за которую они несут коллективную ответственность. Организация, основанная на командах, считается системой управления будущего, способной адекватно реагировать на конкурентную окружающую среду. Поэтому руководители современных организаций стремятся к формированию команды профессионалов-единомышленников.

Команда всегда является группой, но не всякой группе присущ командный дух. Преобразование группы в команду происходит по мере увеличения тесноты связей, уровня взаимодействия и ответственности участников за процесс и результаты работы. Команда, как правило, имеет более высокие результаты труда, чем другие группы вследствие того, что каждый член команды стремится к достижению общей цели, четко выполняет свои обязанности, взаимодействует с другими сотрудниками для координации совместной деятельности и считает себя частью целого. В результате возникает синергетический эффект за счет внутренних взаимосвязей, преданности делу, согласованности действий, доверия друг к другу, сотрудничества, общих ценностей.

Целью любого управленческого воздействия на функционирование группы является повышение эффективности ее деятельности, которая оценивается большим количеством факторов. Российский ученый Э. Уткин, выделил следующие группы факторов:

• структурные факторы: величина группы, иерархия, коммуникации в группе и организации;

• независимые факторы: физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами;

• переменные факторы: характер задачи, степень сложности задачи, условия решения;

• мотивационные факторы: мотивация членов группы, групповая мотивация, состояние окружающей группу среды, атмосфера в коллективе;

• промежуточные факторы: стиль руководства, взаимоотношения между членами группы и группами в организации, распределение ролей, характер процесса принятия решений (психологический климат).

Кроме того, анализируя деятельность группы, следует учитывать воздействие внешнего окружения.

В качестве основных способов повышения эффективности деятельности группы в организации можно предложить следующее:

• наличие сильного лидера группы, заинтересованного в успехе дела и способного оказывать влияние на организационное поведение сотрудников;

• оптимальные размеры группы, обусловленные производственной необходимостью и рекомендациями психологов и социологов;

• рациональная и социальная структура группы, которая складывается из статусно-ролевых отношений, профессионально-квалификационной структуры, поло-возрастного состава;

• формулировка четких целей группы в рамках организации, при которой каждый член группы должен знать, к каким результатам следует стремиться и в виде чего они будут выражены;

• создание благоприятного социально-психологического климата, характеризующегося здоровой критикой, свободным обсуждением идей, низкой конфликтностью, сотрудничеством и взаимопомощью;

• снижение уровня группового конформизма.

Важным в повышении эффективности деятельности групп является формирование организационной культуры фирмы, в которой будут проявляться: философия и идеология управления, ценностные ориентации, ожидание, групповые нормы, лежащие в основе характера отношений и взаимодействий как в целом по организации, так и каждой ее группе.