logo
госники ГМУ

21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере

Муниципальное управление как особый вид управленческой деятельности начало формироваться в России вместе с возрождением и становлением местного самоуправления. Во всякой системе управления имеются объект управления, субъект управления, предмет управления. Объектом муниципального управления, как уже отмечалось, является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъектов муниципального управления выступают население муниципального образования — местное сообщество, объединенное общими интересами (муниципальный интерес) в решении проблем своего жизнеобеспечения и развития, а также органы местного самоуправления, избранные местным сообществом и действующие от его имени.

Предмет муниципального управления — регулирование социально- экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Муниципальное управление является специфическим видом управленческой деятельности.Управленческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется преимущественно в границах муниципального образования и соответственно в интересах его населения.

Анализируя содержащиеся в литературе определения, можно сделать следующий вывод: муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов местного самоуправления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Сущность муниципального управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Муниципальное управление по аналогии с вышеперечисленным обладает также несколькими специфическими чертами:

1. Опора на муниципальную власть в сочетании с широким участием населения в принятии решений на территории муниципального образования.

2. Реализация исключительно в границах конкретного муниципального образования и теоретически глубокая связь с местными традициями, преемственность.

3. Системность.

Как дисциплина муниципальное управление исследует правила, которыми люди руководствуются и которым следуют, реализуя управленческую деятельность. Часть этих законов сокрыта в самой человеческой деятельности и глубинно связана с мыслительными моделями, рефлексами.

Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

• концепция муниципального управления опирается на философию и базовые принципы местного самоуправления;

• в системе муниципального управления объектами управления являются локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

• в системе муниципального управления имеются два субъекта управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества

Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены особенности муниципального управления, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Эти отличия вытекают из самого характера муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальный менеджмент можно рассматривать как менеджмент социальный.

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет — организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.

Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства либо государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативомлибо акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов.

Наконец, пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер.

Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.