logo
госники ГМУ

17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие

Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления которые отличаются по содержанию.

Различия в функциях лидера и руководителя на предприятии

Функция

Лидер

Руководитель

Объект управления

Неофициальные межличностные отношения

Официальные отношения в группе

Субъект управления

― Элемент микросреды

― Выявляется стихийно, на эмоциональном фоне

― Элемент макросреды

― Назначается или избирается целенаправленно, осознанно

Характер функционирования

Характеризуется стабильностью

Характеризуется стабильностью

Методы влияния

Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано лишь на авторитете

Определенная система санкций. Наличие властных полномочий независимо от отношения членов групп

Характеристика процесса принятия решения

Более прост и непосредствен, но связан с деятельностью группы

Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами

Среда деятельности

Малая группа, в которой выбирают лидера

Малая группа и социальные системы, частью которых она является и которые с ней взаимодействуют

Безусловно, что идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя. Однако в реальной жизни любого коллектива лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя, а также возможно существование в социуме нескольких лидеров, выделяющихся в различных личностных проявлениях.

Таким образом, говоря о руководстве, мы имеем в виду действия «формального лидера» — руководителя по координации и упорядочению отношений внутри формальной социальной группы.

Стиль управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

В общепринятой практике управления выделяют три основных стиля руководства:

1) авторитарный;

2) либеральный;

3) демократический.

Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:

― распределение полномочий;

― установление ответственности;

― характер процесса принятия управленческих решений;

― используемые методы руководства;

― осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

― отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;

― уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

― отношение к нововведениям;

― заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных

Исходя из сложности и разнообразия перечисленных элементов, существует и высокая вариативность конкретных стилей руководства.

Таким образом, выбранный стиль руководства – это определенная тактика, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Однако в разных условиях (фазах развития), при различном характере труда (инновации, производство, торговля) и уровне образованности приоритетен разный стиль.