19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
Социальная сфера является ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей, в первую очередь сталкивающихся с проблемами, проявившимися в этой сфере.
На территории муниципального образования учреждения социальной защиты обычно представлены такими институтами, как центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, городские центры жилищных субсидий, отделы социального обеспечения (собесы), управления труда и занятости населения, биржи труда, благотворительные организации, дома ночного пребывания (ночлежки), центры общественных работ, приюты для детей и подростков, центры социальной реабилитации детей, инвалидов, спортсменов и пр.
Социальная сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как: охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в РФ в настоящее время уходит около 18% ВВП. Причем львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми и не подлежат секвестированию, средств не хватает даже на реализацию первоочередных целей. Все это требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.
К основным задачам управления социальной сферой относятся:
♦ поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципалитета;
♦ разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;
♦ распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;
♦ оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);
♦ подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;
♦ проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.
Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.
Занятость является структурным элементом сложившегося в обществе социального порядка. Благодаря обеспечению эффективной системы занятости осуществляется не только режим распределения квалифицированных кадров между отраслями экономики, но и социальная стабильность. На характер занятости, степень ее полноты оказывают влияние система образования, сложившаяся в регионе, показатель рентабельности градообразующих предприятий, а также приоритеты в развитии региональной экономики. Проблема занятости описывается на пересечении объектного и субъектного уровней научного отображения. И если объектный уровень включает в себя неупорядоченную информацию о сложных разноуровневых тенденциях на рынке труда, то субъектный – сложившуюся в Госкомстате систему сбора и регистрации статистической информации о состоянии рынка труда в том или ином регионе.
Занятость – важнейший фактор макроэкономической устойчивости региона. Ярко выраженная тенденция на усиление региональных позиций в бюджетном перераспределении средств делает проблему занятости предметом тщательно продуманной и подготовленной региональной политики по организации эффективного рынка труда. Среди критериев такой эффективности следует выделить следующие обстоятельства: максимально низкий процент безработицы, рассчитываемый как процент к показателю экономически активного населения и соответствие структуры занятости профилю и квалификации специалистов.
Ключевым направлением развития социальной сферы на местном уровне является развитие образования. Система образования в РФ охватывает все уровни государственной и муниципальной власти, включая закрепленные за каждым уровнем полномочия по управлению различными категориями образовательных предприятий и учреждений. И если общеобразовательные учреждения, вбирающие в себя дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, преимущественно находятся в сфере компетенции местных органов власти, то институт профессионального образования остается под опекой государственной власти. Государство сохраняет за собой возможность влияния на всю систему образования, закрепив за собой право в разработке государственных образовательных стандартов, а также лицензируя ведение образовательной деятельности негосударственными учебными заведениями. На муниципальном уровне деятельность органов самоуправления предусматривает использование таких инструментов регулирования образовательной сферы, как создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, контроль за деятельностью образовательных учреждений со стороны местных органов управления, формирование бюджета развития образовательной сферы, назначение руководителей образовательных учреждений, развитие системы дополнительного образования и пр.
Предприятия здравоохранения на муниципальных территориях, как правило, представлены многопрофильными поликлиниками. Вместе с ними в систему управления муниципальным здравоохранением входит соответствующее подразделение в структуре местной администрации, комитет представительного органа власти, учреждение Госсанэпиднадзора, муниципальные аптеки, консультативные центры, а также врачебно-фельдшерские центры предприятий и учреждений. Кроме того, необходимую для функционирования здравоохранительной сферы инфраструктуру обеспечивают медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, а также частные фирмы, оказывающие медицинские услуги. Управление культурой в РФ осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. Организация выставок, концертов, праздничных мероприятий, содержание музеев, архивов принадлежат к компетенции местных органов власти и служат способом самоутверждения территориального образования, глубоким обоснованием его миссии и свидетельством его социальной привлекательности.
- Принципы менеджмента
- 2. Понятие организационной структуры: организационная и производственная структура
- 3.Методологические подходы к науке управления организацией: вклад в развитие теории управления
- 4. Функции управления: понятие, значение, классификация
- 5. Методы управления: понятие, классификация, характеристика
- 6. Организационные структуры управления: понятие, звенья и ступени, виды связей
- 7. Классификация и характеристика структур управления по наличию и преобладанию связей
- 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
- 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
- 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
- 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
- 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
- 13. Условия и факторы качества управленческих решений
- 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
- 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
- 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
- 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
- 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
- 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
- 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
- 21. Эффективность управления: понятие, показатели
- 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
- 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
- 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
- 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
- 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
- 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
- 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
- 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
- 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
- Региональная экономика и управление
- 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
- 3.Основы построения региональных бюджетных систем
- 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
- 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
- 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
- 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
- 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
- 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
- 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
- 11. Экономическая эффективность производства
- 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
- 13.Индикативное планирование регионального развития
- 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
- 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
- 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
- 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
- 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
- 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
- 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
- 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
- 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
- 25. Бюджет развития региона: место в бюджете региона, цели разработки, источники формирования средств и направления их использования
- 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
- 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
- 28. Отраслевая структура производства в регионе
- 29. Регулирование занятости в регионе
- 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
- Система государственного и муниципального управления
- 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
- 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
- 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
- 7. Организационные основы местного самоуправления
- 8. Экономическая основа местного самоуправления
- 9. Правовые основы местного самоуправления
- 10. Основные научные школы о государстве и управлении
- 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
- 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
- 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
- 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
- 16. Федеральные органы законодательной власти рф
- 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
- 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
- 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
- 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
- 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
- 23. Организационная структура местной администрации
- 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
- 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
- 29. Информационное обеспечение муниципального управления
- 30. Разработка и реализация государственной политики