18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
История развития системы муниципального управления в России богата и самобытна, но не получила своего завершения и в настоящее время.
Народное самоуправление на Руси, имеющее тысячелетнюю историю, реализовалось посредством множества форм. Одной из древнейших было народное вече, которому принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. В период расцвета вечевых форм самоуправления Новгородская республика, Псков, Вятка ХI–ХII вв. в полномочия вече входило назначение воевод в провинции, избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, контроль за деятельностью должностных лиц, пожалование земель, торговые соглашения, установление повинностей населению, контроль за судебными сроками, исполнением решений и ряд других
Самобытными формами народного общежития в России, просуществовавшими более тысячи лет, были сельская крестьянская община и казачество. В них осуществлялась гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опороченных людей. В 15 в. в России происходит замена так называемых кормлений, т е системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления губными и земскими учреждениями
Губные учреждения как выборные органы создавались для преследования разбойников и судов над ними. Выборы губных органов производились на всесословной основе. Избираемые лица составляли в совокупности одно учреждение — губную избу. В отличие от них земские учреждения не имели всесословного характера.
Со временем в 17 в местное управление бюрократизируется — устанавливается система приказно-воеводского управления. И губные и земские учреждения как формы местного самоуправления продолжали существовать при воеводской системе управления, при этом воевода назначался центральной властью для осуществления контроля за губными и земскими органами без вмешательства в сферу их деятельности. Губные учреждения были упразднены в период реформ Петра , для которого характерно усиление государственного вмешательства в местное самоуправление
В последней четверти 17 в. при Екатерине основы самоуправления получили дальнейшее развитие. Были созданы губернские и уездные дворянские собрания, на которых выбирались лица на должности местной администрации, а также для заведования сословными делами — предводители губернского и уездного дворянства.
Организация городского самоуправления определялась Городовым положением от 16 июня 1870 г. и была основана, по сути, на тех же принципах, что и земское самоуправление. В 1890-1892 гг. при Александре II была сформирована новая система земского и городского самоуправления. Органами губернского земства стали губернское земское собрание и губернская земская управа. Председателями губернского земского собрания были выдвигаемые из гласных предводители дворянства, если император не назначал иное лицо.
Идеология местного самоуправления, предполагающая определенную децентрализацию власти, самостоятельность и независимость органов самоуправления, была принципиально трансформирована после Октябрьской революции 1917 г., ибо вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата, требующего жесткой соподчиненности органов управления сверху донизу.
С 1918 г. в основу организации власти на местах был положен, законодательно закрепленный принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В систему государственных органов входили областные, губернские окружные, уездные районные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и избираемые ими исполнительные комитеты. Формирование съездов Советов осуществлялось на основе многостепенных выборов. Определенные демократические новации были введены Конституцией СССР 1936 г. Установлено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Высшим организационным принципом построения и деятельности системы Советов, как представительных органов, был демократический централизм. Он формально допускал определенную самостоятельность местных органов, но в действительности существовала жесткая централизация и концентрация власти в руках государства и органов партии коммунистов. Все местные представительные органы стали называться Советами. Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами.
Однако исторический опыт убедительно показал, что подлинная целостность Российского государства может сохраняться только на основе единой системы государственного и муниципального управления, адекватного современным реалиям, поэтому, когда в начале 90-х годов прошлого столетия произошла кардинальная смена координат общественного развития, сломавшая советскую систему государственного управления, интерес к идее местного самоуправления снова возродился. 6 июля 1991 г. был принят Закон РФ No1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», давший толчок к переосмыслению советской системы подчинения нижестоящих советов депутатов трудящихся вышестоящим с абсолютным однопартийным влиянием, но еще во многом сохранивший элементы советской системы управления. Более активная реабилитация процесса местного самоуправления в рамках развития системы государственного и муниципального управления началась в России с принятием 6.10.2003 г. Федерального закона No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта реформа позволила приблизить властное управляющее воздействие к самым низовым ячейкам российского сообщества, выявить множество не решавшихся жизненно важных проблем граждан, доказав правильность выбранной стратегии на возрождение в России местного самоуправления.
- Принципы менеджмента
- 2. Понятие организационной структуры: организационная и производственная структура
- 3.Методологические подходы к науке управления организацией: вклад в развитие теории управления
- 4. Функции управления: понятие, значение, классификация
- 5. Методы управления: понятие, классификация, характеристика
- 6. Организационные структуры управления: понятие, звенья и ступени, виды связей
- 7. Классификация и характеристика структур управления по наличию и преобладанию связей
- 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
- 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
- 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
- 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
- 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
- 13. Условия и факторы качества управленческих решений
- 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
- 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
- 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
- 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
- 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
- 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
- 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
- 21. Эффективность управления: понятие, показатели
- 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
- 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
- 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
- 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
- 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
- 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
- 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
- 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
- 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
- Региональная экономика и управление
- 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
- 3.Основы построения региональных бюджетных систем
- 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
- 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
- 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
- 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
- 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
- 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
- 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
- 11. Экономическая эффективность производства
- 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
- 13.Индикативное планирование регионального развития
- 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
- 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
- 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
- 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
- 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
- 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
- 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
- 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
- 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
- 25. Бюджет развития региона: место в бюджете региона, цели разработки, источники формирования средств и направления их использования
- 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
- 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
- 28. Отраслевая структура производства в регионе
- 29. Регулирование занятости в регионе
- 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
- Система государственного и муниципального управления
- 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
- 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
- 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
- 7. Организационные основы местного самоуправления
- 8. Экономическая основа местного самоуправления
- 9. Правовые основы местного самоуправления
- 10. Основные научные школы о государстве и управлении
- 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
- 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
- 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
- 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
- 16. Федеральные органы законодательной власти рф
- 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
- 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
- 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
- 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
- 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
- 23. Организационная структура местной администрации
- 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
- 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
- 29. Информационное обеспечение муниципального управления
- 30. Разработка и реализация государственной политики