logo
госники ГМУ

18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах

История развития системы муниципального управления в России богата и самобытна, но не получила своего завершения и в настоящее время.

Народное самоуправление на Руси, имеющее тысячелетнюю историю, реализовалось посредством множества форм. Одной из древнейших было народное вече, которому принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. В период расцвета вечевых форм самоуправления ‚Новгородская республика, Псков, Вятка ХI‹–ХII вв. ƒ в полномочия вече входило назначение воевод в провинции, избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, контроль за деятельностью должностных лиц, пожалование земель, торговые соглашения, установление повинностей населению, контроль за судебными сроками, исполнением решений и ряд других

Самобытными формами народного общежития в России, просуществовавшими более тысячи лет, были сельская ‚крестьянскаяƒ община и казачество. В них осуществлялась гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опороченных людей. В 15 в. в России происходит замена так называемых кормлений, т е системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления губными и земскими учреждениями

Губные учреждения как выборные органы создавались для преследования разбойников и судов над ними. Выборы губных органов производились на всесословной основе. Избираемые лица составляли в совокупности одно учреждение — губную избу. В отличие от них земские учреждения не имели всесословного характера.

Со временем ‚в 17‹‹ в ƒ местное управление бюрократизируется — устанавливается система приказно-воеводского управления. И губные и земские учреждения как формы местного самоуправления продолжали существовать при воеводской системе управления, при этом воевода назначался центральной властью для осуществления контроля за губными и земскими органами без вмешательства в сферу их деятельности. Губные учреждения были упразднены в период реформ Петра ‹, для которого характерно усиление государственного вмешательства в местное самоуправление

В последней четверти 17 в. при Екатерине ‹‹ основы самоуправления получили дальнейшее развитие. Были созданы губернские и уездные дворянские собрания, на которых выбирались лица на должности местной администрации, а также для заведования сословными делами — предводители губернского и уездного дворянства.

Организация городского самоуправления определялась Городовым положением от 16 июня 1870 г. и была основана, по сути, на тех же принципах, что и земское самоуправление. В 1890-1892 гг. ‚при Александре IIƒ была сформирована новая система земского и городского самоуправления. Органами губернского земства стали губернское земское собрание и губернская земская управа. Председателями губернского земского собрания были выдвигаемые из гласных предводители дворянства, если император не назначал иное лицо.

Идеология местного самоуправления, предполагающая определенную децентрализацию власти, самостоятельность и независимость органов самоуправления, была принципиально трансформирована после Октябрьской революции ‚1917 г., ибо вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата, требующего жесткой соподчиненности органов управления сверху донизу.

С 1918 г. в основу организации власти на местах был положен, законодательно закрепленный принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В систему государственных органов входили областные, губернские ‚окружные, уездные ‚районныеƒ и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и избираемые ими исполнительные комитеты. Формирование съездов Советов осуществлялось на основе многостепенных выборов. Определенные демократические новации были введены Конституцией СССР 1936 г. Установлено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Высшим организационным принципом построения и деятельности системы Советов, как представительных органов, был демократический централизм. Он формально допускал определенную самостоятельность местных органов, но в действительности существовала жесткая централизация и концентрация власти в руках государства и органов партии коммунистов. Все местные представительные органы стали называться Советами. Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами.

Однако исторический опыт убедительно показал, что подлинная целостность Российского государства может сохраняться только на основе единой системы государственного и муниципального управления, адекватного современным реалиям, поэтому, когда в начале 90-х годов прошлого столетия произошла кардинальная смена координат общественного развития, сломавшая советскую систему государственного управления, интерес к идее местного самоуправления снова возродился. 6 июля 1991 г. был принят Закон РФ No1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», давший толчок к переосмыслению советской системы подчинения нижестоящих советов депутатов трудящихся вышестоящим с абсолютным однопартийным влиянием, но еще во многом сохранивший элементы советской системы управления. Более активная реабилитация процесса местного самоуправления в рамках развития системы государственного и муниципального управления началась в России с принятием 6.10.2003 г. Федерального закона No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта реформа позволила приблизить властное управляющее воздействие к самым низовым ячейкам российского сообщества, выявить множество не решавшихся жизненно важных проблем граждан, доказав правильность выбранной стратегии на возрождение в России местного самоуправления.