20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
Работники муниципальных органов (кроме отдельных лиц обслуживающего, технического персонала), занимающие какую-либо должность, являются муниципальными служащими. В России действует Федеральный закон от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Муниципальные должности делятся на две группы:
1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, прежде всего глава муниципального образования), выборные члены муниципальных избирательных комиссий);
2) муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Первые не являются муниципальными служащими. Вторая категория должностей может замещаться по конкурсу и относится к муниципальной службе.
Муниципальная служба – это профессиональная деятельность лица, занимающего должность на невыборной основе. Депутат представительного органа, выборное должностное лицо местного самоуправления занимают должность, но муниципальными служащими не являются. Не являются муниципальными служащими также лица, не замещающие муниципальные должности, не имеющие полномочий по участию в управлении, а занимающиеся обслуживанием, техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления (например, шоферы, разнорабочие, стенографистки).
В разных странах существуют свои классификации муниципальных должностей по категориям, классам (в некоторых странах бывает до 10 классов), рангам и т.д. В России порядок установления муниципальных должностей, прохождения муниципальной службы, права и обязанности муниципальных служащих определяются названным Федеральным законом. Более детально эти вопросы регулируются законами субъектов РФ о местном самоуправлении и о муниципальной службе. Законами субъектов РФ утверждается реестр муниципальных должностей. На его основе каждое муниципальное образование устанавливает для себя муниципальные должности.
Муниципальные должности подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. К высшим муниципальным должностям обычно относятся глава администрации (если эту должность по совместительству занимает глава муниципального образования, последний не становится муниципальным служащим, так как остается выборным должностным лицом) и заместители главы администрации. Главные муниципальные должности категории – руководители основных структурных подразделений местной администрации, ведущие должности – руководители мелких структурных подразделений, помощники главы администрации, старшие должности – ведущие специалисты, помощники заместителей главы администрации, помощники руководителей комитетов и комиссий муниципального представительного органа, младшие должности – различные специалисты (юристы, экономисты и др.).
Внутри каждой группы могут быть свои квалификационные разряды (классы), которые присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Есть и другие должности и их иные классификации, но они должны устанавливаться муниципальным образованием в рамках реестра, созданного субъектом РФ.
На муниципальную службу могут поступить граждане РФ, достигшие 18 лет. Предельный возраст – 65 лет (возможно продление службы на один год один раз). Для замещения муниципальной должности необходимо знать государственный язык РФ, иметь профессиональное образование, стаж работы, удовлетворять установленным квалификационным требованиям. При поступлении на службу не должны применяться какие-либо ограничения или преимущества в зависимости от пола, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений и др., не связанные с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Раз в три года проводится аттестация муниципальных служащих на соответствие занимаемой должности. Работа муниципального служащего оплачивается из бюджета муниципального образования. Муниципальный служащий (кроме главы муниципального образования, работающего по контракту) может заниматься не только педагогической, научной, творческой деятельностью, но и другой оплачиваемой работой с письменного уведомления нанимателя (муниципального образования, на практике уведомляется его представитель, т.е. глава муниципального образования). Муниципальный служащий не может состоять в политических партиях или общественных объединениях (кроме профсоюза), не вправе создавать их на службе, не может быть в составе руководящего органа коммерческой организации. Он не может заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать муниципальную службу с государственной службой, быть депутатом любого представительного органа. При поступлении на должность и затем ежегодно он должен представлять данные о своих доходах. Муниципальный служащий имеет гарантии (оплату труда, пенсии, медицинское обслуживание и т.д.). Предусматриваются меры поощрения и дисциплинарного наказания (замечание, выговор, увольнение с занимаемой должности). Муниципальный служащий не вправе выполнять данное ему неправомерное поручение. При получении подобного поручения он должен представить руководителю в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения, в противном случае и он, и руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Муниципальный служащий не вправе быть поверенным или представителем третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на службе; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, услуги, оплату развлечений, питания, отдыха, транспортных расходов и др.), связанные с выполнением муниципальными служащими своих служебных обязанностей; выезжать в командировки за счет средств физических или юридических лиц; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, других общественных или религиозных объединений.
- Принципы менеджмента
- 2. Понятие организационной структуры: организационная и производственная структура
- 3.Методологические подходы к науке управления организацией: вклад в развитие теории управления
- 4. Функции управления: понятие, значение, классификация
- 5. Методы управления: понятие, классификация, характеристика
- 6. Организационные структуры управления: понятие, звенья и ступени, виды связей
- 7. Классификация и характеристика структур управления по наличию и преобладанию связей
- 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
- 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
- 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
- 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
- 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
- 13. Условия и факторы качества управленческих решений
- 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
- 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
- 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
- 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
- 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
- 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
- 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
- 21. Эффективность управления: понятие, показатели
- 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
- 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
- 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
- 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
- 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
- 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
- 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
- 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
- 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
- Региональная экономика и управление
- 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
- 3.Основы построения региональных бюджетных систем
- 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
- 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
- 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
- 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
- 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
- 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
- 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
- 11. Экономическая эффективность производства
- 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
- 13.Индикативное планирование регионального развития
- 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
- 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
- 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
- 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
- 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
- 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
- 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
- 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
- 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
- 25. Бюджет развития региона: место в бюджете региона, цели разработки, источники формирования средств и направления их использования
- 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
- 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
- 28. Отраслевая структура производства в регионе
- 29. Регулирование занятости в регионе
- 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
- Система государственного и муниципального управления
- 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
- 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
- 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
- 7. Организационные основы местного самоуправления
- 8. Экономическая основа местного самоуправления
- 9. Правовые основы местного самоуправления
- 10. Основные научные школы о государстве и управлении
- 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
- 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
- 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
- 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
- 16. Федеральные органы законодательной власти рф
- 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
- 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
- 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
- 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
- 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
- 23. Организационная структура местной администрации
- 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
- 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
- 29. Информационное обеспечение муниципального управления
- 30. Разработка и реализация государственной политики