logo
госники ГМУ

11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф

Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. Федера­тивное устройство государства, природные, хозяйственные различия между регионами предопределяют актуальность регионального управле­ния, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответствен­ности между федеральным центром и регионами.

Успешное проведе­ние реформ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого региона. Федеральный центр обеспечивает общность экономического и по­литического пространства единством системы управления, денежной, бюджетной, налоговой политики.

Регион вправе применять свою так­тику реформ в рамках единого правового поля с соблюдением обще­государственных интересов и без нанесения прямого или косвенного ущерба другим регионам.

На региональном уровне успешнее решают­ся многие вопросы использования природных ресурсов, охраны окру­жающей среды, поддержки малого предпринимательства.

В пределах своей компетенции регионы предоставляют предприяти­ям независимо от формы собственности заказы на коммерческой осно­ве, льготы по уплате налогов в местный бюджет, по тарифам за пользо­вание электрической и тепловой энергией, по арендной плате. Они уча­ствуют инвестициями в сооружении объектов федеральной собственно­сти, в федеральных программах.

Федеративным договором установлены предметы ведения и пол­номочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций; совмест­ного ведения — 40; предметы ведения субъектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы ведения, за исключением предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения. В своих нор­мативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственно­го ведения. В каждом предмете ведения содержатся полномочия и законодательного регулирования, и государственного управления. Предметы ведения, установленные федеративным договором, подтверждены Конституцией РФ. В ведении Российской Федерации находятся следующие вопросы общегосударственного значения:

• Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за­конов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство.

• Защита прав и свобод человека.

• Организация федеральных органов власти.

• Управление федеральной собственностью.

• Разработка основ федеральной политики.

• Финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика.

• Федеральный бюджет.

• Федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе. • Внешняя политика, оборона и безопасность.

• Судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбит­ражное законодательство.

• Метеорологическая служба, стандарты, официальный стати­стический и бухгалтерский учет.

В ст. 77 Конституции РФ установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.

В Российской Федерации принято разделять органы власти на федеральные и региональные (органы власти субъектов Федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

•глава государства — Президент Российской Федерации;

•федеральный законодательный орган — Федеральное Собрание России;

•правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

•федеральные органы исполнительной власти: министерства, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

В формировании и реализации политики социально-экономического развития в регионах участвуют следующие министерства:

•здравоохранения Российской Федерации;

•образования и науки Российской Федерации;

•экологии и природных ресурсов Российской Федерации;

•промышленности и торговли Российской Федерации;

•связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

•сельского хозяйства Российской Федерации;

•транспорта Российской Федерации;

•финансов Российской Федерации;

•экономического развития Российской Федерации;

•энергетики Российской Федерации;

•труда и социальной защиты Российской Федерации.