23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
Функция процесса управления – контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Он предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов деятельности. Контроль включает также анализ отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект. Контроль становится действенным лишь тогда, когда по его итогам или в его ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.
Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.
Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.
Контроль обычно выполняется в три этапа. На первом этапе устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы. На втором этапе при сравнении показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. На последнем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами, и определяется, какие действия необходимо предпринимать.
Чтобы контроль был эффективным, т-е обеспечивал достижение целей организации, он должен обладать следующими свойствами.
-Иметь стратегическую направленность, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
-Быть ориентированным на результаты, т.е. помогать организации достигать поставленных целей и формулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.
-Быть своевременным. Для этого необходимо: во-первых, определить наиболее подходящий временной интервал контроля, учитывающий временные рамки основного плана, скорость изменений, а также затраты на проведение измерений и распространение полученных результатов; во-вторых, обеспечить возможность устранять отклонения прежде, чем они примут серьезные размеры.
-Быть гибким, т.е. должен приспосабливаться к происходящим изменениям.
-Быть простым. Простота контроля обеспечивает лучшее понимание его целей и инструментов, а значит и поддержку существующей системы контроля персоналом организации. Кроме того, простые методы контроля более экономичны.
-Быть экономичным. Затраты на осуществление контроля не должны превышать создаваемые им преимущества. Масштабы контроля должны соответствовать потребностям системы управления в аналитической информации.
- Используемые средства и методы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности (предмету контроля).
Чтобы система контроля была эффективной, ее необходимо периодически оценивать. Критериями такой оценки могут быть:
1) выполнение задач контроля — контроль должен определять совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать своевременному устранению отклонений, выработке эффективных решений; для оценки системы контроля по этому критерию необходимо дать ответ на следующие вопросы:
• спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?
• представляет ли система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках;
2) экономичность контроля — следует оценить расходы, связанные с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; затраты на персонал и технику контроля;
3) эффект влияния на людей — необходимо выяснить, вызывает ли у работников применяемая система контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции. Для повышения эффективности контроля и избежания его отрицательного влияния на людей специалисты рекомендуют:
• устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
• обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
• устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
• избегать чрезмерного контроля;
• вознаграждать за достижение стандартов.
Таким образом, контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация. Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Пользуясь результатами контроля, предприятие составляет новые планы, принимает решения в области организации и мотивации труда.
- Принципы менеджмента
- 2. Понятие организационной структуры: организационная и производственная структура
- 3.Методологические подходы к науке управления организацией: вклад в развитие теории управления
- 4. Функции управления: понятие, значение, классификация
- 5. Методы управления: понятие, классификация, характеристика
- 6. Организационные структуры управления: понятие, звенья и ступени, виды связей
- 7. Классификация и характеристика структур управления по наличию и преобладанию связей
- 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
- 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
- 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
- 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
- 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
- 13. Условия и факторы качества управленческих решений
- 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
- 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
- 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
- 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
- 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
- 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
- 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
- 21. Эффективность управления: понятие, показатели
- 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
- 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
- 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
- 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
- 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
- 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
- 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
- 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
- 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
- Региональная экономика и управление
- 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
- 3.Основы построения региональных бюджетных систем
- 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
- 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
- 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
- 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
- 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
- 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
- 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
- 11. Экономическая эффективность производства
- 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
- 13.Индикативное планирование регионального развития
- 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
- 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
- 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
- 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
- 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
- 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
- 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
- 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
- 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
- 25. Бюджет развития региона: место в бюджете региона, цели разработки, источники формирования средств и направления их использования
- 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
- 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
- 28. Отраслевая структура производства в регионе
- 29. Регулирование занятости в регионе
- 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
- Система государственного и муниципального управления
- 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
- 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
- 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
- 7. Организационные основы местного самоуправления
- 8. Экономическая основа местного самоуправления
- 9. Правовые основы местного самоуправления
- 10. Основные научные школы о государстве и управлении
- 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
- 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
- 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
- 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
- 16. Федеральные органы законодательной власти рф
- 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
- 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
- 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
- 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
- 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
- 23. Организационная структура местной администрации
- 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
- 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
- 29. Информационное обеспечение муниципального управления
- 30. Разработка и реализация государственной политики