logo search
S_M_Shakhray_Konstitutsionnoe_pravo_uchebnik_2017-1

§ 8. Конституционно-правовые основы модификации

избирательной системы Российской Федерации

Из буквального толкования норм Конституции РФ следует, что, декларируя в целом право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32), Основной Закон конкретизирует принципы избирательного права только применительно к выборам Президента РФ. Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако Конституция РФ не содержит формулировок, четко определяющих принципы избирательного права, на которых должны быть основаны выборы депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и органов власти на местах. Этот вопрос отдан на усмотрение законодателя.

Более того, необходимо учитывать, что принцип "всеобщности" избирательного права на практике является достаточно условным.

Во-первых, сама Конституция РФ устанавливает ограничения для реализации активного и пассивного избирательного права для ряда категорий населения: "не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (ч. 3 ст. 32), а также возрастные и иные цензы пассивного избирательного права для кандидатов на пост Президента РФ <1> и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ <2>.

--------------------------------

<1> Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81).

<2> Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч. 1 ст. 97). Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 97).

Во-вторых, в процессе развития избирательного законодательства Российской Федерации законами установлены различные цензы пассивного избирательного права, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Например, активно действует возрастной ценз, который означает, что регистрация гражданина в качестве кандидата на выборах возможна только после достижения им определенного возраста. Как уже отмечалось, кандидатом в Президенты РФ может стать гражданин, достигший 35 лет, а кандидатом в депутаты Государственной Думы - гражданин, достигший 21 года. Законы некоторых субъектов Федерации содержат ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60 - 65 лет).

Для многих выборных должностей существует ценз оседлости, который предполагает наличие установленного законом срока проживания гражданина на определенной территории. Например, Президентом РФ может стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). На региональном уровне существуют многочисленные версии ценза оседлости, которые связаны как с обязательным сроком проживания, так и с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непрерывное проживание).

В ряде субъектов Федерации, где наряду с русским языком в качестве государственного закреплен язык титульной национальности, неоднократно предпринимались попытки установления языкового ценза для пассивного избирательного права (например, в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и др.).

Эта практика была оспорена в Конституционном Суде РФ, который в своем Постановлении от 27 апреля 1998 г. N 12-П указал следующее: "Конституция Российской Федерации (статья 68, часть 2) закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, что обусловлено государственной целостностью Российской Федерации, единством системы государственной власти, особенностями федеративного устройства Российской Федерации и служит интересам сохранения двуязычия (многоязычия) их многонациональных народов. Из этого, однако, не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2063.

Существуют также иные цензы: ценз судимости (гражданам, имеющим не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость, запрещено занимать выборные должности), образовательный ценз (требование наличия у кандидата на выборную должность высшего образования), ценз предыдущего избрания (запрет на многократное избрание одного и того же лица на выборную должность). Например, п. 3 ст. 81 Конституции РФ установил, что "одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд".

Таким образом, формально существуют широкие конституционно-правовые возможности модификации порядка формирования выборных органов (особенно на уровне регионов и местного самоуправления) путем введения различных дополнительных цензов пассивного и активного избирательного права, не противоречащих Конституции РФ.

Например, на уровне местного самоуправления, особенно на территориях со смешанным национальным составом, можно использовать принципы пропорционального представительства граждан. Таким образом, могут быть созданы условия, когда инструментом решения проблем национальной политики будет не федеральное министерство, а институт национально-культурной автономии, реализуемый на уровне местного самоуправления.

Другим возможным вариантом эффективной реализации целей и задач, стоящих перед конкретными местными органами, может стать использование принципа представительства от профессиональных сообществ.

Еще одна интересная конституционная модель - идея, что на уровне местного самоуправления голосуют только добросовестные налогоплательщики. Такой подход соответствует самой сути местного самоуправления, поскольку граждане, выбирая соответствующие органы, не только осуществляют власть "под свою ответственность", но и за свои деньги.

Вопросы и задания для самоконтроля

Каковы основные принципы проведения выборов в Российской Федерации?

Как осуществляется регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков?

Как осуществляется выдвижение, регистрация кандидатов?

Каков порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование?

Каков порядок финансирования выборов?

Проанализируйте возможные конституционные модели модернизации избирательной системы.