§ 2. Полномочия и конституционные гарантии
местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления - это установленные законом права по решению вопросов местного значения, реализуемые населением либо непосредственно, либо через образуемые им органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Полномочия местного самоуправления реализуются в интересах местного населения и включают следующие виды правомочий.
1. В области организации местного самоуправления:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
- становление официальных символов муниципального образования;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы.
2. В экономической сфере:
- осуществление международных и внешнеэкономических связей;
- по управлению муниципальной собственностью;
- по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
- регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и др.
3. В сфере развития инфраструктуры:
- разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- в сфере водоснабжения и водоотведения, по организации теплоснабжения и др.
Помимо установленных законом собственных полномочий, органы местного самоуправления реализуют отдельные полномочия, делегированные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с обеспечением финансовых основ реализации указанных полномочий) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мокшина М.А. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Вестник Удмуртского гос. ун-та. 2011. N 2. С. 82 - 88.
Далее обратимся к рассмотрению конституционных гарантий местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 133 Конституции РФ таковыми выступают:
1) право на судебную защиту;
2) право на справедливую (соразмерную) компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
3) конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных на федеральном уровне.
Как отмечает Н.С. Бондарь, важным элементом системы конституционных гарантий местного самоуправления выступают особые свойства актов местного самоуправления, обеспечивающие дополнительный "контур независимости". В силу их правовой природы "они не могут быть отменены никаким другим органом или должностным лицом, кроме тех, кто их принял. Что же касается полномочий суда, то он, не отменяя правовой акт, может признать его противоречащим закону: если акт издан органом или должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства. В случаях, когда нормативный акт был опубликован в средствах массовой информации, суд вправе обязать редакцию средств массовой информации опубликовать в установленный срок сообщение о принятом решении" <1>.
--------------------------------
<1> Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. М., 2008. С. 108.
Кроме того, необходимо учитывать, что судебная защита прав местного самоуправления обеспечивается конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к рассмотрению вопросов местного самоуправления (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области <1>; от 30 мая 1996 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>; от 24 января 1997 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"; от 3 ноября 1997 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда" и др.).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
<2> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2811.
При этом необходимо учитывать, что закрепленные в ст. 133 Конституции РФ гарантии составляют правовую основу обеспечения развития в Российской Федерации местного самоуправления и задают на федеральном уровне некую планку, ниже которой не могут опускаться законодатели субъектов Федерации при регламентации вопросов, затрагивающих права местного самоуправления.
Вопросы и задания для самоконтроля
Что такое местное самоуправление?
Что понимается под самостоятельностью местного самоуправления?
Каковы принципы местного самоуправления?
Какие полномочия имеют органы местного самоуправления в Российской Федерации?
Какие тенденции развития местного самоуправления в России наблюдаются в настоящее время?
Каковы конституционные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль науки конституционного права состоит не только в познании закономерностей и тенденций конституционно-правовой действительности, но и в достижении обществом конституционных идеалов и ценностей.
Само развитие современной науки конституционного права во многом предопределялось академическими научными исследованиями, в которых были отражены базовые ценности - права и свободы человека и гражданина, народовластие, идеологическое и политическое многообразие, верховенство права, принципы независимости судебной власти, разделения властей и др.
Наиболее важными составляющими науки конституционного права в нашей стране являются изучение лучших традиций дореволюционной российской юриспруденции и достижений в этой сфере зарубежной науки конституционного права, а также сравнительно-правовые исследования.
За последние десятилетия в России появились новые источники конституционного права - соответствующие правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права. Решения Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ способствуют воплощению и развитию конституционных норм во всех отраслях российского права.
При этом в отечественной науке конституционного права появились проблемы, требующие более глубоких исследований, - это вопросы конституционной ответственности, действия и реализации конституционных норм и их защиты. Подлежат дальнейшему научному анализу такие тенденции, как изменение правового статуса и порядка наделения властью высших должностных лиц в субъектах Федерации, замена избрания судьями Конституционного Суда РФ своего председателя и заместителей новым порядком - путем утверждения Советом Федерации кандидатур, предложенных Президентом РФ.
Настоящее, четвертое издание учебника "Конституционное право Российской Федерации" составляет вместе с примерной (типовой) программой курса и хрестоматией уникальный учебно-методический комплекс.
Учебник предназначен для преподавателей конституционного права, аспирантов и студентов высших учебных заведений. Он содержит большой фактический материал, в нем приведено много источников и проанализированы мнения современных отечественных ученых. В нем есть ссылки не только на основные нормативные правовые акты, но и на труды по конституционному праву ведущих российских ученых.
В хрестоматии можно найти лекции русских конституционалистов, источники по теории конституционного права, истории развития конституционного строя, правовому статусу личности, прав и свобод человека и гражданина, по вопросам федерализма, конституционно-правового статуса субъектов Федерации, межгосударственных объединений, статуса государственных органов, выборов и др.
В целом учебно-методический комплекс составлен таким образом, чтобы дать студентам и аспирантам возможность не только получить определенные знания, но и пройти своего рода путь саморазвития в науке конституционного права. В нем заложены основные ориентиры, которые позволяют анализировать материал, использовать дополнительные источники, изучать законодательство и двигаться в этом направлении дальше, с учетом меняющихся реалий современного конституционного права.
Для самопроверки полученных знаний, помимо вопросов и заданий, приведенных в конце каждой главы учебника, рекомендуем воспользоваться интерактивными тестами на знание Конституции РФ (получить доступ и пройти эти обучающие задания можно в сети Интернет на сайте http://duma.law.msu.ru/).
Работа с тестами построена таким образом, что для проверки своих знаний вам предоставляются тесты по каждой из глав Конституции РФ. С ними можно работать в любой последовательности. На выполнение каждого задания дается три попытки. Оценка за тест - это оценка, максимальная из всех попыток. При этом для вашего удобства время выполнения каждого из обучающих тестов не ограничено.
Кроме того, хорошим подспорьем для подготовки к экзамену по конституционному праву, а равно для написания эссе, курсовой или итоговой аттестационной работы, как уже указывалось, является Электронный музей конституционной истории России (адрес сайта: http://www.rusconstitution.ru/), открытый к 20-летию принятия Конституции РФ.
ЛИТЕРАТУРА
Базовые учебники, учебные пособия и монографии
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 11-е изд., изм. и доп. М., 2015.
Багмет А.М., Бычкова Е.И. Конституционное право: Учебник. М., 2015.
Венецианская комиссия: сто шагов к демократии через право: Монография / Под ред. В.И. Лафитского, Т.Я. Хабриевой. М., 2014.
Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности): Монография. М., 2013.
Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011.
Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен: Монография. М., 2013.
Зорькин В.Д. Правовой путь России. Вып. 8. М., 2014.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1999.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2016.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Михалева Н.А., Скуратов Ю.И. Государственное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 1996.
Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М., 1999.
Конституционное право: Конституционно-правовая мысль XIX - начала XX века: Хрестоматия по общему конституционному праву: Учебное пособие: В 2 ч. / Сост. и авт. вступ. ст. Н.А. Богданова. Ч. 2. М., 1994.
Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): Монография / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, В.И. Васильев; под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2014.
Концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М., 2014.
Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014.
Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999.
Матвеева Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. М., 1995.
Общая теория государства и права: Акад. курс: Учебник для вузов: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002.
Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Т.Я. Хабриева, А.В. Габов, Ю.А. Тихомиров и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М., 2015.
Правосудие в современном мире: Монография / Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2012.
Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2016.
Топорнин Б.Н. Разделение властей и государственная организация // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: В 2 т. М., 2016.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие / Науч. ред. Г.А. Гаджиев. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Курс для преподавателей. М., 2013.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
Чиркин В.Е. Основы публично-правового управления: Учебное пособие для студентов. М., 2016.
Шахрай С.М., Краковский К.П. Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех. К 150-летию Судебной реформы в России. М., 2014.
Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований: Монография. М., 2013.
Шахрай С.М. Неизвестная Конституция. Constitutio incognita: Монография. М., 2013.
Шахрай С.М. "Признать соответствующим Конституции...": Документы, стенограммы выступлений, решения. М., 2011.
Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2011.
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.
Шахрай С.М., Мелехин А.В., Левакин И.В. Теория права и государства (учебно-методический комплекс). М., 2009.
Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: Монография. М., 2013.
Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014.
Комментарии, сборники конституционно-правовых актов
и словари
Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. (в 10 кн.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2007 - 2010.
История современной России: Хроники "эпохи перемен" (1985 - 1999): В 2 ч. / Председатель ред. коллегии серии С.Е. Нарышкин; под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.М. Попова, А.А. Яник. М., 2012.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2014.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2002.
Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник документов / Сост. Ю.А. Дмитриев, Е.Л. Малахова; под ред. Н.А. Михалевой (вступ. ст.). М., 1995.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1 - 2: Общая часть. М., 1996; Т. 3: Особенная часть. М., 1997; Т. 4: Особенная часть. М., 2001.
Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.
Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов / Сост. О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева. Т. 1, 2. М., 2003.
Конституционное право России: Сборник нормативных актов / Сост. С.А. Авакьян. М., 2007.
Конституционное совещание: Стенограммы. Материалы. Документы: В 21 т. / Под общ. ред. С.А. Филатова, В.С. Черномырдина, С.М. Шахрая, Ю.Ф. Ярова, А.А. Собчака, В.Ф. Шумейко. М., 1995 - 1996.
Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев, А.П. Любимов и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.
Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2006.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2003.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004.
Отечественная конституционная юстиция: история и современность. Документы и материалы (1988 - 2010) / Под общ. ред. А.А. Клишаса, С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских. М., 2010.
Распад СССР: Документы и факты (1986 - 1992 гг.): В 2 т. / Фонд современной истории; под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских. М., 2009. Т. I: Нормативные акты. Официальные сообщения.
Распад СССР: Документы и факты (1986 - 1992 гг.): В 2 т. / Под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.М. Попова, А.А. Яник. М., 2016. Т. II: Архивные документы и материалы.
Становление федерализма в России: Документы и материалы (1986 - 1999): В 2 ч. / Под ред. д.ю.н. С.М. Шахрая, сост. С.М. Попова, С.Н. Станских, А.А. Яник. М., 2014. Ч. 1: Кризис советской федерации и поиски новой модели российского федерализма (1986 - 1993).
Становление федерализма в России: Документы и материалы (1986 - 1999): В 2 ч. / Под ред. д.ю.н. С.М. Шахрая, сост. А.Н. Аринин, С.М. Попова, С.Н. Станских, А.А. Яник. М., 2014. Ч. 2: Строительство новой федеративной государственности в России: проблемы, поиски, решения (1993 - 1999).
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1 - 3. М., 1997.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ <1>
--------------------------------
<1> См.: Учебно-методический комплекс по курсу "Конституционное право Российской Федерации" / Ред. В.А. Щербакова / Северо-западная Академия государственной службы. 2006; Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России: Учебно-методические материалы. М., 2004; Профессиональный словарь лоббистской деятельности / Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти; Сост. П.А. Толстых. М., 2009.
Абсентеизм (от лат. absens - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, обозначающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.
Автономная область (от греч. - в конституционном праве один из шести видов субъектов Федерации. В России сегодня существует одна автономная область. Согласно Конституции РФ 1993 г. автономная область имеет свой устав и законодательство.
Автономный округ - один из шести видов субъектов Федерации. В настоящее время в состав России входит четыре автономных округа. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Административно-территориальные единицы - структурные части (элементы) административно-территориального устройства Российской Федерации.
Администрация (от лат. administration - управление) - наиболее распространенное в России название исполнительных органов государственной власти на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.
Администрация Президента РФ - конституционный орган, исполнительный аппарат Президента России, обеспечивающий выполнение им полномочий главы государства.
Активное избирательное право (право голоса) - право избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст. 32 Конституции РФ только российские граждане имеют право избирать Президента страны и депутатов в представительные органы, а также участвовать в референдуме.
Альтернативные выборы - избрание должностного лица в какой-либо орган из двух и большего числа конкурирующих между собой кандидатов на должность.
Апатриды (от лат. apatris и древн.-греч. ) - лица без гражданства. Состояние, при котором лицо, находящееся на территории государства, не является гражданином этого государства и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Арбитражный суд (от фр. arbitrage - справедливое решение, лат. arbetrium - воля для принятия решения) - в Российской Федерации разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ и законодательством.
Аутентичный (греч. autenticos) - подлинный, исходящий из первоисточника.
Беженец - по российскому законодательству прибывшее или желающее прибыть на территорию России лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах.
Билль о правах - в США первые 10 поправок к Конституции 1787 г., представляющие собой основы конституционно-правового статуса личности.
Блок избирательный (блокирование) - соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах.
Большинство голосов - в конституционном праве основной способ принятия коллективных (и коллегиальных) решений. Различается относительное и абсолютное большинство голосов.
Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета.
Ведение - понятие, используемое в Конституции РФ 1993 г. для предметного разграничения компетенции между Россией и ее субъектами (ст. ст. 71, 72), а также между палатами Федерального Собрания РФ (ст. ст. 102, 103).
Верховный главнокомандующий - высший начальник вооруженных сил страны. Согласно Конституции РФ 1993 г. (п. 1 ст. 87) Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является Президент России.
Вето (лат. veto - запрещаю) - в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. В конституционном праве России - право главы государства Президента РФ не согласиться с законом, принятым Федеральным Собранием страны, но не вступившим в силу.
Власть - 1. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью соответствующих средств (способов) - авторитета, воли, насилия, права (родительская В., государственная В. и др.). 2. Политическое господство, система государственных органов.
Внутренняя компетенция государства - совокупность полномочий, прав и обязанностей государства, не являющихся предметом международно-правового регулирования.
Военное положение - особый правовой режим, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. В России может быть введено, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 87), на территории всей страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Военные суды - суды общей юрисдикции, действующие в Вооруженных Силах РФ и входящие в единую судебную систему России.
Вотум доверия (недоверия) (от лат. votum - желание, воля) - постановка на голосование парламента (его нижней палаты) вопроса об оценке деятельности правительства, которое в случае неблагоприятного для правительства решения влечет за собой его отставку. Основная форма реализации принципа ответственности правительства перед парламентом.
Вступление закона в силу - заключительная стадия законодательного процесса, когда принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания России, подписанный и обнародованный Президентом РФ закон вступает в действие, т.е. должен исполняться, применяться на практике.
Выборы - важнейший институт современной российской демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (например, парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых государственных должностей (например, Президента РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган России по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Генеральный прокурор - высшее должностное лицо в системе Прокуратуры РФ. Назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания России по представлению Президента РФ (срок в Конституции РФ не определен).
Гипотеза (от греч. hipothesis - основание, предположение) - в теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия.
Глава администрации - глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (конкретное наименование должности устанавливается законодательством субъекта Федерации. Например, губернатор, мэр Москвы и т.д.). В ряде случаев - наименование должности руководителя исполнительной структуры местного самоуправления.
Глава государства - должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство государства внутри страны и в международных отношениях. По Конституции РФ 1993 г. главой государства является Президент России.
Голосование - подача голоса на выборах, референдуме и при принятии решения в коллегии. В избирательном праве решающая стадия избирательного процесса.
Город федерального значения - один из шести видов субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 65) в составе России три таких субъекта - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Государственная безопасность - система гарантий государства от угроз извне и основа конституционного строя внутри страны.
Государственная власть - важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной. По Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 11) государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, суды России. В систему органов государственной власти входят исполнительные и представительные органы субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, воды, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (см. ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"). До заключения договоров о прохождении государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - бывшими союзными республиками Союза ССР границе с этими государствами придается статус Государственной границы Российской Федерации.
Государственная Дума - 1. В Российской империи в 1906 - 1917 гг. являла собой представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами. Избиралась по куриальной системе; выборы были неравными и непрямыми. Государственная Дума не имела права изменять основные государственные законы Российской империи; ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). 2. Согласно Конституции РФ 1993 г. одна из двух палат российского парламента Федерального Собрания РФ. Нижняя палата российского парламента, формируемая путем общенациональных прямых выборов, представляет интересы населения всей страны в целом. По Конституции РФ (ч. 2 ст. 105) ее основная функция - законотворчество.
Государственная награда, почетное звание - высшая форма поощрения государством граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества и в других сферах общественной жизни.
Государственное право - термин, в основном аналогичный понятию "конституционное право", употребляется в Российской Федерации, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, закрепляющей основные права и свободы граждан и определяющей систему органов государственной власти данного государства.
Государственный герб - официальная эмблема государства. Один из символов государства.
Государственный гимн - торжественная музыкальная мелодия, принятая как символ государственного единства: текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю. Один из символов государства.
Государственный строй - система социальных, экономических и политических отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.
Государственный флаг - один из отличительных знаков (символов) государства. Устанавливается конституцией страны; его описание, порядок использования определяются, как правило, законом.
Государственный язык - национальный язык или язык межнационального общения, на котором в юридически обязательном порядке ведется работа в законодательном и других органах, учреждениях, официальное делопроизводство, судопроизводство, публикуются нормативные правовые акты и официальные издания. Статус того или иного языка как государственного устанавливается Конституцией. Согласно Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 68) государственным языком России на всей территории является русский язык. Республики, входящие в состав России, вправе иметь свои государственные языки, которые наряду с русским употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях (ч. 2 ст. 68).
Государство - в конституционном праве совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром.
Гражданство (калька с греч. ) - принадлежность человека к государству; устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданин Российской Федерации - лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации". Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения (в результате признания по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство или восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и др. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Граница государства - линия, определяющая границы государственной территории, отделяющая ее от территории другого государства или международного пространства.
Декларация (фр. declaration - заявление) - в конституционном значении юридико-политический документ, констатирующий принципиальное изменение в государственном строе страны.
Демократия (от греч. demos - народ + kratos - власть; власть народа) - в современном мире ведущая форма социальной и политической организации общества, политического режима в стране, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства, неотчуждаемые права человека и гражданина.
Денонсация (от фр. - расторгать) - одностороннее правомерное расторжение международного договора одним из участников.
Депутат (лат. deputatus - посланный) - лицо, избранное членом представительного органа власти, представительного органа местного самоуправления, имеющее особый статус и полномочия, определяемые законом.
Децентрализация - процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства.
Диспозиция (лат. dispositio - расположение) - структурный элемент нормы права, ее ядро, раскрывающее содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер.
Достоинство личности - критерии отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности.
Естественное право - в теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом; регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. В Конституции РФ 1993 г. последовательно проведен принцип верховенства закона в системе источников права, что является одним из необходимых свойств правового государства. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) закон не может противоречить Конституции страны. Законодательным органом России является Федеральное Собрание РФ. Только оно вправе принимать законы, действующие на территории всей России.
Законность - 1. Неуклонное и повсеместное исполнение законодательных актов и соответствующих им иных нормативных правовых актов гражданами, государственными органами и их должностными лицами, общественными организациями. 2. Принцип функционирования политической системы Российской Федерации, вытекающий из предписаний Конституции РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Законодательная инициатива - первый, начальный этап законодательного процесса; внесение подготовленного законопроекта на рассмотрение парламента.
Законодательный процесс - строго регламентированная процедура принятия закона, закрепленная в Конституции государства и регламенте представительного органа.
Законодательство - совокупность всех правовых актов, принятых уполномоченными на то Конституцией органами государства и регулирующих общественные отношения в целом, или один из видов общественных отношений.
Законопроект - текст закона, предлагаемого законодательному органу к принятию в установленном порядке.
Избирательная система - порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования, установленный законом.
Избирательное право - 1. (Объективная характеристика.) Один из институтов конституционного права. Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных и муниципальных органов, т.е. избирательную систему. 2. (Субъективная характеристика.) Конституционное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в выборные государственные и муниципальные органы, а также участвовать в референдуме.
Инаугурация (от англ. - inauguration) - церемония вступления в должность главы государства.
Инвеститура (от лат. investio - облачаю) - в конституционном праве наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными Конституцией.
Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Источники конституционного права - правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Коалиция (от лат. coalitio - союз) - в конституционном праве соглашение нескольких политических партий о совместных действиях.
Коллизия законов (от лат. collisio - столкновение) - расхождение содержания (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.
Компетенция (от лат. competere - соответствовать) - определяемый конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. Решая вопрос о компетенции, Конституция РФ 1993 г. самого понятия "компетенция" не использует и либо просто перечисляет полномочия соответствующего органа государственной власти, либо употребляет синонимическое понятие "ведение".
Конституционализм - 1. Правление, ограниченное конституцией, политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления. 2. Политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя.
Конституционная жалоба - право гражданина обратиться в органы судебного конституционного контроля с просьбой о проверке конституционности властных актов, нарушающих, по его мнению, какое-либо из его конституционных прав.
Конституционная законность - режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений.
Конституционная ответственность - особый вид социальной ответственности, имеющий сложный политико-правовой характер и наступающий за ним конституционный деликт (правонарушение). Выражается в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения (например, импичмент).
Конституционная юстиция (конституционное правосудие) - одна из основных форм осуществления конституционного надзора в виде конституционного судопроизводства особого рода судебными органами.
Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы. Система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина.
Конституционность - соответствие общественных отношений, актов и действий органов государства конституции страны; важнейший элемент законности.
Конституционные гарантии - конституционные положения, обеспечивающие правовую защиту институтов и принципов, закрепляемых конституцией.
Конституция (от лат. constitution - установление, устройство) - 1. В материальном смысле: писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 2. В формальном смысле: закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
Конституция Российской Федерации - Основной Закон России, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов. Закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти, местного самоуправления.
Контрольная власть - согласно одной из теорий конституционного права власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями.
Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.
Коррупция (от лат. corruption - подкуп) - 1. Обобщенное наименование преступлений, состоящих в использовании должностными лицами, политическими и общественными деятелями прав, связанных с их служебной деятельностью, в целях личного обогащения в ущерб государству, обществу и отдельным лицам (подкуп, взятки и пр.). 2. Предусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.
Край - один из шести видов субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ 1993 г. край имеет свой устав и законодательство.
Культурная автономия - предоставление какой-либо обособленности этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образования и других форм культурной жизни.
Легислатура (лат. lex (legis) - закон и latus - внесенный) - 1. Срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа. 2. Наименование законодательных органов в некоторых государствах.
Легитимность (от лат. legitimus - законный, правомерный) - политико-правовое понятие, юридический термин, применяемый для характеристики правового порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и установки.
Лоббизм (от англ. lobby - кулуары) - институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения (не в коррупционных формах).
Мажоритарная избирательная система (от фр. majoritee - большинство) - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Мандат (от лат. mandatum - поручение) - документ, удостоверяющий законность полномочий, прав и обязанностей депутата.
Местное самоуправление - самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения как непосредственным путем, так и через создаваемые им органы.
Министерство (от лат. ministro - служу, управляю) - центральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство конкретной отраслью или сферой управления.
Мировое сообщество - понятие, призванное отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных проблем цивилизации.
Многопартийность - наличие в стране многих или нескольких политических партий, которые реально участвуют в политическом процессе.
Мэр (от фр. maire - старший) - наименование должности высшего должностного лица в городских исполнительных структурах местного самоуправления.
Налог - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый физическими и юридическими лицами на основе правового акта уполномоченного органа.
Народ - население определенной страны, выступающее как источник и носитель власти в государстве.
Население - совокупность людей, проживающих на данной территории, имеющих с ней постоянную правовую связь.
Национальность (от англ. nationality) - принадлежность лица к определенному этносу, т.е. устойчивой общности людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций.
Независимость - способность и возможность действовать самостоятельно и быть защищенным от давления извне; характеризует различные принципы и институты конституционного права: суверенитет государства, разделение властей, правовой статус личности, статус судей.
Неотчуждаемость (неотъемлемость) прав человека - один из фундаментальных принципов конституционного строя и конституционно-правового статуса человека в демократическом государстве. Означает, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии.
Непосредственная демократия - прямое осуществление власти народом в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами-избирателями) решений общего и местного характера. Важнейшей из таких форм является референдум.
Несменяемость судей - один из основных конституционных принципов судоустройства (судебной системы) в большинстве демократических стран мира. Означает, что судья (избранный или назначенный) занимает свою должность пожизненно или до достижения определенного возраста.
Нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.
Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы.
Нормы права - общеобязательные правила поведения, установленные и (или) санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.
Нормы традиций - исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев.
Область - один из шести видов субъектов Федерации. Области образуются на территориальной (а не национальной) основе.
Обратная сила закона - сумма правил, определяющих возможность применения нового закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Обращения граждан - конституционное право гражданина, предусмотренное ст. 33 Конституции РФ.
Общественное объединение - добровольная организация, создаваемая в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.
Округ - термин, имеющий в конституционном праве России несколько значений: 1. Административно-территориальная единица, как правило, меньше области. 2. Автономное образование (национальный округ). 3. Территориальная избирательная единица, на которой избираются один или несколько депутатов в представительные органы.
Основной закон - синоним понятия "конституция". В ряде стран официальное наименование конституции.
Основы конституционного строя - основные принципы, ведущие начала, лежащие в основе политической системы российского общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина.
Отечество - синоним понятия "Родина", характеризующего генетическую связь человека со страной, где он родился и вырос, с предшествующими поколениями, жившими ранее в стране.
Отрешение от должности президента (импичмент) - привлечение президента к юридической ответственности, влекущее за собой его отстранение от должности по основаниям, установленным Конституцией.
Официальное опубликование (обнародование) - доведение до всеобщего сведения в установленном порядке принятых парламентом и подписанных главой государства законов.
Парламентское право - часть норм конституционного права, предмет которых - высший представительный и законодательный государственный орган, его организация и деятельность.
Пассивное избирательное право - конституционное право гражданина быть избранным в представительный орган или на выборную должность в системе государственной власти или местного самоуправления.
Политическая партия (от древн.-греч. - государственная деятельность) - общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни и осуществление государственной власти.
Политическое движение - массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства.
Послание Президента России Федеральному Собранию - ежегодное обращение Президента к стране, которое произносится главой государства в парламенте. В Послании определяются основные направления внутренней и внешней политики государства.
Права человека и гражданина - важнейший институт современного конституционного права. Конституция РФ 1993 г. исходит из того, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2). Эта принципиальная установка является одной из основ конституционного строя страны и предопределяет роль и значение, которое Конституция придает правам и свободам человека и гражданина.
Правительство - один из важнейших государственных органов, возглавляющий исполнительную власть и всю систему входящих в нее органов. В России, наряду с Правительством страны, существуют правительства субъектов Федерации.
Право - в современной системе правовых наук этот термин имеет несколько значений: 1. Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. 2. Императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества. 3. Совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее.
Право на жизнь - одно из основных неотчуждаемых прав человека, принадлежащих каждому от рождения.
Право на информацию - одно из фундаментальных прав человека, призванное обеспечить как его личные интересы, так и участие в делах общества и государства.
Право на образование - закрепленное Конституцией право гражданина на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональных ориентаций, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Правовое государство - демократическое государство, организация деятельности которого, всех его органов, должностных лиц основана на праве и связана с ним.
Правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел в установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством порядке. П. в Российской Федерации осуществляется только судом (см. ч. 1 ст. 118 Конституции РФ).
Председатель правительства - официальный титул главы Правительства РФ. Он назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ).
Представительная демократия - осуществление народом власти через избранные им государственные органы.
Президент (от лат. praesidens, praesidentis - сидящий впереди, во главе) - глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок. Согласно действующей Конституции РФ Президент РФ избирается гражданами страны на срок в шесть лет.
Промульгация (от лат. promulgation - обнародование) - заключительная стадия законодательного процесса. Принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется и вступает в действие.
Пропорциональная избирательная система - избирательная система, применяемая только в условиях многопартийности. В отличие от мажоритарной системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.
Прямое действие конституционных норм - понятие, означающее, что суд или иной государственный орган не могут отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законы и подзаконные акты. В разд. I Конституции РФ 1993 г. подчеркнуто, что она имеет прямое действие (ст. 15).
Прямое избирательное право - принцип избирательной системы, предполагающий непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов, а не через выборщиков-посредников.
Равноправие - равенство всех перед законом, один из важнейших принципов, определяющих статус личности. Равноправие - необходимый элемент демократии. Понятие "равноправие" весьма многообразно: равноправие граждан, равноправие мужчины и женщины, равноправие субъектов Федерации. Конституция РФ 1993 г., провозгласив (ст. 19) равноправие всех перед законом и судом, возлагает на государство обязанность гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности, места жительства и языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии и убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Разделение властей - принцип организации и осуществления государственной власти, требующий строгого разграничения компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей. Этот принцип предусматривает обязательное наличие систем сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
Регион (от фр. regio - область, пространство) - в современном российском политико-правовом лексиконе: 1. Территория субъекта Федерации. 2. Совокупность территорий ряда субъектов Федерации (например, Центральное черноземье, Уральский регион, Северный Кавказ, Северо-Западный регион и т.д.).
Региональная политика - направление государственной деятельности, решающее задачу оптимального сочетания общегосударственных целей и интересов с особенностями развития отдельных субъектов Федерации.
Регламент (от фр. - процедурные правила, произв. от regle - правило) - правовой акт, детально определяющий внутреннюю организацию и порядок деятельности представительных и некоторых иных государственных органов и органов местного самоуправления.
Религия (лат. religare - воссоединять) - мировоззрение и мироощущение человека, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Российская Федерация - светское государство. Никакая Р. не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другим любую Р. или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).
Религиозные объединения - добровольное объединение лиц, образованное в целях совместного осуществления гарантированного Конституцией права на свободу вероисповедания.
Республика (лат. res publica - общее дело) - форма государства, призванная в максимальной степени обеспечить принцип народовластия. Конституция РФ 1993 г. характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1).
Республика в составе Российской Федерации - один из субъектов Федерации. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции России 1993 г. является государством. Республики имеют право на принятие своих конституций и установление своих государственных языков.
Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - важнейший институт непосредственной демократии, решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
Светское государство - государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
Свобода информации - право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Свобода передвижения - право человека и гражданина, имеющее два аспекта: свобода передвижения в пределах своей страны и право покидать свою и любую страну.
Свобода предпринимательской деятельности - право граждан и их объединений заниматься самостоятельной деятельностью с целью получения прибыли.
Свобода слова - одно из важнейших конституционных политических прав граждан, обеспечивает возможность публично выражать свое мнение или убеждения в печати, в иных средствах массовой информации, на митингах, собраниях и т.д.
Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения.
Свобода творчества - гарантируемое Конституцией РФ право человека создавать литературные, художественные, научные и другие произведения, проводить научные исследования, заниматься изобретательством, преподаванием, сценической деятельностью и т.д.
Свобода труда - право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.
Сессия (от лат. sessio - сидение, заседание) - в конституционном праве период постоянной работы законодательного органа.
Сецессия (лат. secessio - уход, произв. от secedo - ухожу) - выход из состава государства какой-либо его части.
Символы государства - отличительные знаки государства (эмблематика государства): государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. К символам государства относят и столицу страны.
Система сдержек и противовесов - установление такой системы правовых гарантий, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и взаимный контроль. Это выражается в том, что у Президента РФ есть право накладывать "вето" на законопроекты, распускать Государственную Думу, Совет Федерации может отрешать Президента РФ от должности, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, Конституционный Суд РФ может отменять и акты законодательной власти, и акты Президента и Правительства РФ.
Собственность - в конституционном праве обычно определяется как одно из основных прав человека и гражданина; свободное распоряжение. Конституция РФ 1993 г. предусматривает плюрализм собственности и равную защиту всех ее форм со стороны государства.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ - верхняя палата российского парламента, формируется из представителей законодательной и исполнительной власти всех субъектов Федерации.
Совместное ведение - круг вопросов, которые совместно решаются двумя или несколькими органами, должностными лицами, центральными и местными органами, а в федеративных государствах - федерацией и ее субъектами.
Социальное государство - конституционное понятие, означающее, что государство берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.
Социально-экономические права - конституционные права человека в социальной и экономической сферах, призванные гарантировать свободу труда, развитие личности и достойный уровень жизни.
Столица - главный город государства, где находятся его высшие органы государственной власти, дипломатические представители иностранных государств, а в некоторых федеративных государствах и представители субъектов Федерации. Конституцией РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 70) установлено, что столицей Российской Федерации является город Москва.
Субъект Федерации - государственное образование в составе Федерации. В составе России 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа.
Суверенитет (от фр. souverainetete - верховная власть) - один из основополагающих принципов конституционного и международного права. Имеет две взаимосвязанные формы: 1. Национальный (народный) суверенитет означает, что только нация (народ) являются основой государственности и источником государственной власти. 2. Государственный суверенитет означает, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и международных отношениях.
Суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.
Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия.
Судебная система - совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
Судья - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти.
Тайна переписки - конституционное право гражданина, обеспечивающее его личную свободу и неприкосновенность частной и деловой жизни.
Территория (от лат. territorium, произв. от terra - земля) - в конституционном праве часть территории, земли, на которую распространяется суверенитет государства.
Толкование конституции - даваемое управомоченным органом общеобязательное разъяснение содержащихся в тексте Конституции понятий, формулировок, норм. Конституция РФ 1993 г. отнесла толкование Конституции к компетенции Конституционного Суда РФ.
Устав - в конституционном праве России законодательный акт, определяющий систему органов государственной власти и другие существенные аспекты статуса таких субъектов Федерации, как край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Федеральное коллизионное право - совокупность юридических правил, определяющих: 1. Какой из двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу. 2. Какой закон (правовая норма) должен быть применен в конкретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).
Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент России, представительный и законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации.
Федеральный закон - закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Федерации, а также к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ 1993 г. термин имеет два значения: 1. Все виды законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ. 2. "Обычный" (в отличие от "конституционного") закон, т.е. закон, который принимается по всем вопросам, не регулируемым по прямому предписанию Конституции федеральным конституционным законом или законом о конституционных поправках.
Федеральный конституционный закон - категория законов особой значимости, принимаемых по вопросам, специально оговоренным в тексте Конституции РФ.
Федеративное устройство - в конституционном праве одна из двух основных форм государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования - субъекты Федерации с достаточно широкой компетенцией. Федеративное устройство России регулирует гл. 3 Конституции РФ 1993 г.
Федерация (лат. - объединение, союз) - государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования.
Хабеас корпус акт (от лат. Habeas corpus act) - закон о неприкосновенности личности, принятый английским парламентом в 1679 г. В Конституции РФ 1993 г. установлено (ч. 1 ст. 22), что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных ситуациях, которые могут носить общественно-политический характер или быть следствием стихийных бедствий и катастроф, а также крупных аварий и эпидемий.
Электорат (от англ. elect - выбор) - 1. Совокупность лиц, имеющих право участвовать в выборах. 2. Круг избирателей, голосующий на выборах за определенную политическую партию, определенного кандидата.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова конституционное право российской федерации
- С.М. Шахрай
- Раздел I. Теория конституционного права российской федерации
- Глава 1. Общая характеристика конституционного права российской федерации
- § 1. Понятие и предмет конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
- § 3. Источники конституционного права
- § 4. Конституционно-правовая ответственность
- § 5. Место конституционного права
- § 6. Наука конституционного права
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Глава 2. Основы конституционной теории
- § 1. Понятие и юридические свойства Конституции
- § 2. Сущность Конституции
- § 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
- Часть 2 ст. 137 Конституции рф касается еще одного специального случая изменения ст. 65 Конституции, который связан с переименованием (изменением названия) существующего субъекта Федерации.
- Глава 3. История развития конституции российской федерации
- § 1. Этапы развития российского конституционализма
- § 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации:
- § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Раздел III. Основы конституционного строя российской федерации
- Глава 4. Конституционный строй российской федерации
- § 1. Понятие конституционного строя
- § 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
- § 3. Политические основы конституционного строя
- § 4. Социально-экономические основы
- Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина
- Глава 5. Общие положения
- § 1. Понятие основ правового статуса личности
- § 2. Принципы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Ограничение прав и свобод
- Глава 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Классификация конституционных прав и свобод
- § 2. Личные права и свободы
- § 3. Политические права и свободы
- § 4. Социально-экономические и культурные права и свободы
- § 5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Глава 7. Гражданство российской федерации
- § 1. Понятие гражданства
- § 2. Принципы гражданства Российской Федерации
- § 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства
- § 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
- § 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- § 6. Правовое положение иностранных граждан
- Раздел V. Федеративное устройство российской федерации
- Глава 8. Правовая природа и конституционные основы федерализма в россии
- § 1. Истоки федеративного выбора России
- § 2. Природа российского федерализма
- § 3. Конституционные основы федеративного устройства
- Глава 9. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус республики
- § 2. Конституционно-правовой статус краев, областей,
- § 3. Конституционно-правовой статус автономных округов,
- § 4. Особенности конституционно-правового статуса
- 1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.
- 2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
- Раздел VI. Система органов государственной власти в российской федерации
- Глава 10. Правовые основы статуса
- Органов государственной власти
- § 1. Понятие и признаки государственного органа
- § 2. Система органов государственной власти
- Глава 11. Референдум и выборы в российской федерации
- § 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
- § 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
- Часть 2 ст. 19 Конституции рф гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе и к избирательным.
- § 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
- § 4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
- § 5. Предвыборная агитация
- § 6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
- § 7. Финансирование выборов.
- § 8. Конституционно-правовые основы модификации
- Глава 12. Президент российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус Президента
- § 2. Порядок избрания и прекращения полномочий
- § 3. Компетенция Президента Российской Федерации
- Глава 13. Федеральное собрание российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
- § 2. Совершенствование конституционно-правовых основ
- § 3. Совет Федерации
- § 4. Совершенствование принципов формирования
- § 5. Государственная Дума
- § 6. Депутаты Государственной Думы и
- § 7. Акты Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Глава 14. Правительство российской федерации
- § 1. Правительство Российской Федерации -
- § 2. Компетенция Правительства Российской Федерации
- § 3. Организация деятельности
- § 4. Конституционно-правовые основы реализации модели
- Глава 15. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в российской федерации
- § 1. Конституционные принципы правосудия
- § 2. Суды Российской Федерации
- § 3. Конституционный суд Российской Федерации
- Глава 16. Конституционно-правовой статус органов государственной власти российской федерации со специальной компетенцией
- § 1. Уполномоченный по правам человека
- § 2. Счетная палата Российской Федерации
- § 3. Центральный банк Российской Федерации
- § 4. Прокуратура Российской Федерации
- § 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Глава 17. Организация государственной власти в субъектах российской федерации
- § 1. Органы законодательной власти субъектов
- § 2. Органы исполнительной власти субъектов
- § 3. Суды субъектов Российской Федерации
- Глава 18. Местное самоуправление в российской федерации
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Полномочия и конституционные гарантии