§ 1. Понятие и юридические свойства Конституции
Конституция (от лат. constitutio - установление) - особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
Первые представления о конституции появились еще в Древней Греции (в частности, в трудах Аристотеля) и были связаны в основном с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII - XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти и подчинения "государственного Левиафана" <1> неким заданным правилам. Совокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституционализма <2>.
--------------------------------
<1> Левиафан - мифическое морское чудовище, воплощающее зло. Английский философ Томас Гоббс (Hobbes Thomas, 1588 - 1679) использовал образ Левиафана применительно к государству.
<2> Конституционализм - сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (демократии, базирующейся на конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. Конституционализм - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса (подробнее см.: Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 304 - 305).
Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. - Конституция Франции.
В России первая Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 г., будучи октроированной <1> императором Николаем II. Однако писаные конституционные проекты появились в нашей стране в тот же период, что в США и Европе, - в последней четверти XVIII в.
--------------------------------
<1> Октроированная конституция (от фр. octroyer - жаловать, даровать) - конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов.
В настоящее время в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Лиссабонский договор (заменил не вступившую в силу Конституцию Европейского союза) утвердили 27 государств - членов Европейского союза <1>.
--------------------------------
<1> Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (англ. Treaty of Lisbon Amending the Treaty on European Union and the Treaty Establishing the European Community) - международный договор, который был подписан на саммите Европейского союза 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне. Ратификация Лиссабонского договора странами - участницами Евросоюза происходила в течение 2008 - 2009 гг. Последней страной, которая официально ратифицировала Лиссабонский договор, стала Чехия (3 ноября 2009 г.). Договор вступил в силу 1 декабря 2009 г.
Писаных конституций нет в Великобритании, Новой Зеландии, где действуют судебный прецедент, правовой обычай и отдельные нормативные акты (часто в судебной интерпретации), а также в Израиле, чья фактическая конституция основана на Декларации независимости, корпусе Основных и иных законов государства, тех же судебных прецедентах и так называемых "ценностях наследия еврейского народа".
Конституции занимают особое место в правовой системе государства. Конституция - это правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. В этом определении отчетливо выделена юридическая сущность конституции, которая проявляется, во-первых, в том, что ее нормы имеют приоритет перед нормами законов и подзаконных актов. Во-вторых, законы и иные акты принимаются предусмотренными конституцией органами и в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать конституцию как главный источник права и основу правовой системы государственного (нормативно-правового) регулирования общественных отношений в стране.
Современная конституция определяет принципы отношений в системе "Человек - Общество - Государство", закрепляет основы государственного строя, декларирует высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, очерчивает функции государства, устанавливает структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления.
Конституция является "многомерным" объектом и оказывает непосредственное влияние на все стороны жизни общества и государства. Поэтому ее функции можно рассматривать и определять в координатах самых разных наук: конституционного права, политологии, философии, культурологии и т.д.
В самом общем виде смысл и значение конституции определяются следующими ее функциями:
- учредительная функция - выражается в установлении и юридическом оформлении важнейших общественных институтов (придании им соответствующей государственно-правовой формы). При этом в Основном законе закрепляется конкретный перечень прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права;
- регулятивная функция - конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы, и непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения;
- охранительная функция - конституционные нормы направлены на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина;
- целеполагающая функция - заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства, моделей желаемого будущего.
Те же самые функции, но в координатах политических наук можно было бы определить следующим образом:
- учредительная функция - конституция выполняет функцию верховной легализации основ существующего общественного и государственного строя, общественного порядка;
- политическая функция - конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом;
- стабилизационная функция - усложненный характер изменения конституции позволяет обеспечить стабильность закрепленных или устанавливаемых ею порядков;
- конструктивная функция - Основной закон устанавливает исходные начала для развития новых институтов на основе закрепленных в конституции "должных моделей будущего", дает нормативный прогноз для развития общественных отношений.
Конституция, несомненно, обладает мощным идеологическим потенциалом и оказывает самое непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей, является основой идеологической самоидентификации государства, что имеет большое значение для его позиционирования на международной арене и внутри страны.
Кроме того, конституция имеет важное социально-культурное значение, поскольку Основной закон является не чем иным, как отлитой в юридическую форму культурно-исторической матрицей конкретного общества. Эта матрица воплощает собой квинтэссенцию идеологических предпочтений и ценностей данного социума, сложившийся баланс интересов его политических сил, предпочтительные принципы властвования, формы политических институтов, особенности экономического устройства.
Что касается способов принятия новой конституции, то с теоретической точки зрения возможны два идеальных варианта - либо на основе договора (консенсусная модель), либо на основе разрыва согласия (по сути своей октроированная или делегированная конституция). На практике происходит смешение этих способов, использование тех или других элементов в зависимости от потребностей текущей политической ситуации.
Правоведы различают конституцию юридическую и фактическую.
Юридическая конституция - это должный, установленный принципами и нормами действующей конституции порядок.
Фактическая конституция - это реально существующая система общественных отношений и институтов, "материализованный" Основной закон.
В период революций и глубоких общественно-политических модернизаций, когда трансформируется или полностью разрушается прежняя система общественно-политических отношений и институтов, юридическая конституция начинает стремительно устаревать и уже не может оказывать регулирующее воздействие на общество, служить основой согласия и стабильности. Более того, не только отдельные нормы, но и сама конституция в целом могут становиться поводом для политических разногласий и конфликтов.
В случае, когда возникает сильный разрыв, дисбаланс между фактической и юридической конституциями, говорят о конституционном кризисе, который означает невозможность дальнейшего нормального функционирования конституционной системы без радикального изменения и обновления всех ее институций. Выходом в такой ситуации является создание новой конституционной системы, базой для которой должен стать обновленный Основной закон, способный привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, прекратить дестабилизацию и разрушение общества.
Необходимо отметить, что несоответствие юридической и фактической конституций может возникнуть не только вследствие опережающей трансформации общества, но и в результате претворения в жизнь норм действующего Основного закона.
Как писал А.А. Мишин, юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть <1>. Однако в ходе практической реализации прескрипционных норм юридической конституции возникают новые институты, складываются практика и обычаи взаимоотношений между ними, принимаются различные правовые акты, развивающие, дополняющие и даже изменяющие конституционные предписания. В итоге на практике может сложиться порядок осуществления государственной власти, существенно отличающийся от модели, заложенной в юридической конституции.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник А.А. Мишина "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (издание 14-е, переработанное и дополненное).
<1> См., например: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. С. 35.
Если совпадение между фактической и юридической конституциями значительно, то юридическая конституция может именоваться "реальной", в противном случае она становится "фиктивной".
Таким образом, конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др. <1>.
--------------------------------
<1> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 43.
Одной из самых важных особенностей Конституции РФ 1993 г. является тот факт, что она стала своего рода планом и одновременно инструментом строительства новой России.
Будучи актом высшей юридической силы и прямого действия, Основной Закон выступает не только как правовой документ, но и как система мировоззрения, как логически структурированный свод принципов, идей и представлений о том, какой должна быть в обозримом будущем наша страна. Конституция РФ закрепляет в своих положениях ценности и принципы конституционного должного и формирует тем самым контуры новой России.
Сама формула "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство" по-прежнему остается в значительной степени нормой-целью, а не констатацией факта. И дело здесь не в том, что современная Россия не достигла каких-то заявленных целей или не соответствует неким международным стандартам. Важно помнить и понимать, что и демократия, и федерализм, и правовое государство находятся в постоянном развитии как в плане идеологического обеспечения, так и с точки зрения возникновения новых политических практик.
Ни один Основной закон не рождается вне исторического контекста. Действующая российская Конституция является результатом всего предшествующего развития, и потому она содержит в себе творчески переработанное наследие отечественного и зарубежного конституционализма и одновременно отражает те российские реалии, которые сложились к моменту принятия нового Основного закона.
Закрепление в Конституции образа желаемого будущего имеет большой практический смысл, особенно в период крупных социально-экономических перемен.
Во-первых, утверждая в акте высшей юридической силы нормы-принципы и нормы-цели, Конституция тем самым ограничивает стихию общественного творчества достаточно широкими, но при этом очень жесткими рамками реальных политических и правовых возможностей.
Во-вторых, модель будущего позволяет задавать четкие векторы необходимых трансформаций, определять и нормативно закреплять критерии успешности развития.
В-третьих, образ желаемого будущего, вобравший в себя идеи и ценности, одинаково важные для большинства граждан, формирует основу для налаживания реального диалога и постепенного формирования широкого общественного согласия.
Представляется, что возникающие время от времени в обществе интенции к поискам национальной идеи оказались до настоящего времени не слишком плодотворными, скорее всего, потому, что на самом деле нам не нужно ничего искать.
У нас уже есть свои национальные идеи, и все они изложены в Конституции РФ.
Это признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Это незыблемость демократических основ суверенной государственности России. Это исторически сложившееся государственное единство, гражданский мир и согласие. Это любовь и уважение к Отечеству, благополучие и процветание России. Это ответственность граждан за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.
Уже преамбула Конституции РФ содержит заряд огромной идеологической силы, который пронизывает каждую главу, каждую норму Основного Закона.
Как отмечалось в одном из президентских посланий Федеральному Собранию РФ, "именно Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа - не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства. Всем авторитетом самого Основного Закона. Формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей" <1>. Особенно подчеркнем эти последние слова - "образ жизни миллионов людей". Это значит - образ будущего, образ новой России.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.
Конституционный образ России - это не только совокупность конституционных доктрин и норм, но также их внутренняя логика, теоретические истоки, идеи, принципы и самый дух Основного Закона. Только так можно очертить теоретическую модель желаемого будущего, содержащуюся в Конституции, и оценить эффективность ее практической реализации.
Конституционный образ новой России многомерен, он состоит из сложной системы конституционных моделей, находящихся в органическом единстве, но различающихся по своему содержанию. Объемное, объективное представление о "плане будущего" для России, заложенном в действующей Конституции страны, можно получить лишь на основе многомерного анализа основных конституционных моделей в их совокупности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова конституционное право российской федерации
- С.М. Шахрай
- Раздел I. Теория конституционного права российской федерации
- Глава 1. Общая характеристика конституционного права российской федерации
- § 1. Понятие и предмет конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
- § 3. Источники конституционного права
- § 4. Конституционно-правовая ответственность
- § 5. Место конституционного права
- § 6. Наука конституционного права
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Глава 2. Основы конституционной теории
- § 1. Понятие и юридические свойства Конституции
- § 2. Сущность Конституции
- § 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
- Часть 2 ст. 137 Конституции рф касается еще одного специального случая изменения ст. 65 Конституции, который связан с переименованием (изменением названия) существующего субъекта Федерации.
- Глава 3. История развития конституции российской федерации
- § 1. Этапы развития российского конституционализма
- § 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации:
- § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Раздел III. Основы конституционного строя российской федерации
- Глава 4. Конституционный строй российской федерации
- § 1. Понятие конституционного строя
- § 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
- § 3. Политические основы конституционного строя
- § 4. Социально-экономические основы
- Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина
- Глава 5. Общие положения
- § 1. Понятие основ правового статуса личности
- § 2. Принципы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Ограничение прав и свобод
- Глава 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Классификация конституционных прав и свобод
- § 2. Личные права и свободы
- § 3. Политические права и свободы
- § 4. Социально-экономические и культурные права и свободы
- § 5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Глава 7. Гражданство российской федерации
- § 1. Понятие гражданства
- § 2. Принципы гражданства Российской Федерации
- § 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства
- § 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
- § 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- § 6. Правовое положение иностранных граждан
- Раздел V. Федеративное устройство российской федерации
- Глава 8. Правовая природа и конституционные основы федерализма в россии
- § 1. Истоки федеративного выбора России
- § 2. Природа российского федерализма
- § 3. Конституционные основы федеративного устройства
- Глава 9. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус республики
- § 2. Конституционно-правовой статус краев, областей,
- § 3. Конституционно-правовой статус автономных округов,
- § 4. Особенности конституционно-правового статуса
- 1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.
- 2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
- Раздел VI. Система органов государственной власти в российской федерации
- Глава 10. Правовые основы статуса
- Органов государственной власти
- § 1. Понятие и признаки государственного органа
- § 2. Система органов государственной власти
- Глава 11. Референдум и выборы в российской федерации
- § 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
- § 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
- Часть 2 ст. 19 Конституции рф гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе и к избирательным.
- § 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
- § 4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
- § 5. Предвыборная агитация
- § 6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
- § 7. Финансирование выборов.
- § 8. Конституционно-правовые основы модификации
- Глава 12. Президент российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус Президента
- § 2. Порядок избрания и прекращения полномочий
- § 3. Компетенция Президента Российской Федерации
- Глава 13. Федеральное собрание российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
- § 2. Совершенствование конституционно-правовых основ
- § 3. Совет Федерации
- § 4. Совершенствование принципов формирования
- § 5. Государственная Дума
- § 6. Депутаты Государственной Думы и
- § 7. Акты Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Глава 14. Правительство российской федерации
- § 1. Правительство Российской Федерации -
- § 2. Компетенция Правительства Российской Федерации
- § 3. Организация деятельности
- § 4. Конституционно-правовые основы реализации модели
- Глава 15. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в российской федерации
- § 1. Конституционные принципы правосудия
- § 2. Суды Российской Федерации
- § 3. Конституционный суд Российской Федерации
- Глава 16. Конституционно-правовой статус органов государственной власти российской федерации со специальной компетенцией
- § 1. Уполномоченный по правам человека
- § 2. Счетная палата Российской Федерации
- § 3. Центральный банк Российской Федерации
- § 4. Прокуратура Российской Федерации
- § 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Глава 17. Организация государственной власти в субъектах российской федерации
- § 1. Органы законодательной власти субъектов
- § 2. Органы исполнительной власти субъектов
- § 3. Суды субъектов Российской Федерации
- Глава 18. Местное самоуправление в российской федерации
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Полномочия и конституционные гарантии