§ 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
списков избирателей, образование избирательных округов и
избирательных участков
Основной вопрос при организации подготовки и проведения избирательных кампаний различного уровня - о регистрации избирателей. На основании данных об избирателях, участниках референдума в ходе избирательных кампаний формируются избирательные округа, избирательные участки, участки референдума, составляются списки избирателей, участников референдума, проводятся другие избирательные действия.
Списки избирателей необходимы для того, чтобы идентифицировать личность избирателя при его явке на избирательный участок, обеспечить его избирательные права, допустив к участию в процедуре голосования, а также для защиты его прав от посягательств со стороны других граждан.
Обязательная регистрация означает, что государство само заботится о регистрации всех обладающих избирательным правом граждан.
В ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1> говорится, что регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Если избиратель проживает за границей, основанием для его регистрации (учета) как избирателя, участника референдума является факт его постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.
По общему правилу регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования (главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы" (ГАС "Выборы").
По результатам регистрации (учета) избирателей, участников референдума глава муниципального образования или уполномоченное лицо заполняет регистр сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на соответствующей территории.
Каков порядок составления списков избирателей, участников референдума? По общему правилу при проведении выборов, референдума в целях реализации прав избирателей, участников референдума, ознакомления избирателей, участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Порядок составления списков избирателей, участников референдума устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.
Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией, комиссией референдума в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для голосования.
Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.
Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа, как правило, образуются сроком на 10 лет. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе.
Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов может определяться не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. По общему правилу избирательные участки, участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова конституционное право российской федерации
- С.М. Шахрай
- Раздел I. Теория конституционного права российской федерации
- Глава 1. Общая характеристика конституционного права российской федерации
- § 1. Понятие и предмет конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
- § 3. Источники конституционного права
- § 4. Конституционно-правовая ответственность
- § 5. Место конституционного права
- § 6. Наука конституционного права
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Глава 2. Основы конституционной теории
- § 1. Понятие и юридические свойства Конституции
- § 2. Сущность Конституции
- § 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
- Часть 2 ст. 137 Конституции рф касается еще одного специального случая изменения ст. 65 Конституции, который связан с переименованием (изменением названия) существующего субъекта Федерации.
- Глава 3. История развития конституции российской федерации
- § 1. Этапы развития российского конституционализма
- § 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации:
- § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Раздел III. Основы конституционного строя российской федерации
- Глава 4. Конституционный строй российской федерации
- § 1. Понятие конституционного строя
- § 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
- § 3. Политические основы конституционного строя
- § 4. Социально-экономические основы
- Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина
- Глава 5. Общие положения
- § 1. Понятие основ правового статуса личности
- § 2. Принципы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Ограничение прав и свобод
- Глава 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Классификация конституционных прав и свобод
- § 2. Личные права и свободы
- § 3. Политические права и свободы
- § 4. Социально-экономические и культурные права и свободы
- § 5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Глава 7. Гражданство российской федерации
- § 1. Понятие гражданства
- § 2. Принципы гражданства Российской Федерации
- § 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства
- § 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
- § 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- § 6. Правовое положение иностранных граждан
- Раздел V. Федеративное устройство российской федерации
- Глава 8. Правовая природа и конституционные основы федерализма в россии
- § 1. Истоки федеративного выбора России
- § 2. Природа российского федерализма
- § 3. Конституционные основы федеративного устройства
- Глава 9. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус республики
- § 2. Конституционно-правовой статус краев, областей,
- § 3. Конституционно-правовой статус автономных округов,
- § 4. Особенности конституционно-правового статуса
- 1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.
- 2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
- Раздел VI. Система органов государственной власти в российской федерации
- Глава 10. Правовые основы статуса
- Органов государственной власти
- § 1. Понятие и признаки государственного органа
- § 2. Система органов государственной власти
- Глава 11. Референдум и выборы в российской федерации
- § 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
- § 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
- Часть 2 ст. 19 Конституции рф гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе и к избирательным.
- § 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
- § 4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
- § 5. Предвыборная агитация
- § 6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
- § 7. Финансирование выборов.
- § 8. Конституционно-правовые основы модификации
- Глава 12. Президент российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус Президента
- § 2. Порядок избрания и прекращения полномочий
- § 3. Компетенция Президента Российской Федерации
- Глава 13. Федеральное собрание российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
- § 2. Совершенствование конституционно-правовых основ
- § 3. Совет Федерации
- § 4. Совершенствование принципов формирования
- § 5. Государственная Дума
- § 6. Депутаты Государственной Думы и
- § 7. Акты Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Глава 14. Правительство российской федерации
- § 1. Правительство Российской Федерации -
- § 2. Компетенция Правительства Российской Федерации
- § 3. Организация деятельности
- § 4. Конституционно-правовые основы реализации модели
- Глава 15. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в российской федерации
- § 1. Конституционные принципы правосудия
- § 2. Суды Российской Федерации
- § 3. Конституционный суд Российской Федерации
- Глава 16. Конституционно-правовой статус органов государственной власти российской федерации со специальной компетенцией
- § 1. Уполномоченный по правам человека
- § 2. Счетная палата Российской Федерации
- § 3. Центральный банк Российской Федерации
- § 4. Прокуратура Российской Федерации
- § 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Глава 17. Организация государственной власти в субъектах российской федерации
- § 1. Органы законодательной власти субъектов
- § 2. Органы исполнительной власти субъектов
- § 3. Суды субъектов Российской Федерации
- Глава 18. Местное самоуправление в российской федерации
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Полномочия и конституционные гарантии