§ 2. Суды Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов Конституцией не допускается.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
С 1992 по 2014 г. высшим судебным органом по разрешению экономических споров выступал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ).
21 июня 2013 г., выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, Президент РФ В.В. Путин предложил объединить Верховный Суд и ВАС РФ и внести соответствующие поправки в Конституцию РФ. По мнению Главы государства, это позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления <1>. ВАС РФ был упразднен <2>, а его функции переданы Верховному Суду РФ (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" <3>).
--------------------------------
<1> Сообщение агентства РИА "Новости". 2013. 21 июня.
<2> Оставляя за скобками дискуссии о целесообразности такого решения, представляется, что преобразование высших судов Российской Федерации ни в коей мере не отменяет такую особенность национальной судебной системы, как профессиональная специализация ветвей судопроизводства, судебного процесса и, соответственно, инстанций, осуществляющих судебную власть. С одной стороны, инициированная Главой государства судебная реформа не предусматривает форсированного объединения системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов сверху донизу: речь идет только об интеграции высшего эшелона судебной системы. С другой стороны, единый Верховный Суд РФ может осуществлять диверсифицированное управление сразу тремя ветвями судебной власти: общими юрисдикционными, арбитражными и административными судами.
<3> СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Суды общей юрисдикции в Российской Федерации с советского времени существуют на трех уровнях: Верховный Суд РФ, федеральные суды регионов (верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский городские, суды автономной области и автономных округов), районные (городские) народные суды. Кроме того, к системе федеральных судов общей юрисдикции относятся военные суды.
С 1999 г. в регионах создается четвертый уровень системы судов общей юрисдикции - институт мировых судей, предусмотренный Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" 1996 г. Мировые судьи, нижестоящие по отношению к районным судам, не входят в федеральную судебную систему и назначаются (избираются) на местах в соответствии с региональным законодательством. Федеральный закон N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" был принят 17 декабря 1998 г. <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
Арбитражные суды до 1995 г. существовали на двух уровнях: ВАС РФ, 81 арбитражный суд субъектов Федерации (к апрелю 1995 г. отсутствовали арбитражные суды в семи регионах: Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Чеченская Республика, Эвенкийский автономный округ), а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действовал объединенный арбитражный суд. В ходе судебной реформы, начавшейся в 1995 г., в системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов был создан новый "этаж": федеральные окружные суды, юрисдикция которых распространяется на несколько соседних субъектов Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <1> был введен новый уровень арбитражных судов - арбитражные апелляционные суды, которые являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2699.
В 1992 - 1993 гг. в процессе разработки проекта действующей Конституции РФ обсуждались и иные варианты институциональной структуры судебной системы страны. В частности, предлагалось создать единый Верховный Суд РФ с единой подсудностью и юрисдикцией, а уже в его рамках выделить судопроизводство по гражданским и уголовным делам, конституционным и имущественным спорам, - примерно так, как это реализовано в деятельности Верховного суда США (англ. Supreme Court of the United States).
Современную интегральную юрисдикцию Верховный суд США обрел в 1803 г., на пике формирования североамериканской версии англосаксонской правовой системы, основанной на прецедентной практике и идее верховенства права над законом. Именно тогда Верховный суд США получил право оценивать законодательные акты на соответствие Конституции США и приостанавливать их действие, объявляя эти акты в случае их неконституционности недействительными с момента их принятия <2>.
--------------------------------
<1> Филиппов С.В. Судебная система в США. М., 1980. С. 112 - 113.
Как известно, в Европе для этой цели создавались отдельные конституционные суды, что соответствовало идеям континентальной правовой системы, базирующейся на римском праве, с его всесторонней регламентацией и глубокой диверсификацией судебных юрисдикций.
Параллельно с концепцией единого Верховного Суда РФ при подготовке проекта Конституции РФ 1993 г. обсуждался и другой вариант - создание Высшего судебного присутствия, специальной инстанции, координирующей и объединяющей деятельность трех высших судов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
Тем не менее в итоге Российская Федерация выбрала путь профессиональной специализации судебной системы, а также системы судопроизводства и судебного процесса.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
На судей возлагается осуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. При этом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего судейского корпуса независимо от того, в каком суде они работают, и закреплен в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" <1>, в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и других нормативных актах. Различаются судьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с тем, что не может быть полного тождества в статусе судей военного и общегражданского суда, Верховного Суда РФ и районного или городского суда и т.д. У каждого из них свои участки работы и, следовательно, свой круг полномочий.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
По общему правилу правовое положение судей слагается из многих компонентов, предусмотренных Законом, в том числе из требований к кандидатам на пост судьи; порядка наделения судей полномочиями, освобождения их от должности; правил невмешательства в судебную деятельность; мер обеспечения неприкосновенности судей и т.д.
Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков:
- права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;
- права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;
- права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
В наиболее полном виде статус судей был определен Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, и др. На основе этих положений в рассматриваемом Законе изложены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судье, процедура отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями и т.д.
В соответствии с действующим законодательством кандидатом на должность судьи может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и не допустивший порочащих его поступков. Кандидат на должность судьи, отвечающий этим требованиям, должен получить, кроме того, рекомендацию квалификационной коллегии судей. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзамена квалификационная коллегия дает заключение о рекомендации либо об отказе в ней председателю соответствующего суда. Наделение судей полномочиями осуществляется Президентом РФ при соблюдении изложенных ранее процедур.
С момента назначения на должность судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу с другой оплачиваемой деятельностью.
Законом установлены следующие гарантии независимости судьи:
1) предусмотренная Законом процедура осуществления правосудия и недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в отправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенного лица влечет за собой административную или уголовную ответственность;
2) несменяемость судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьи районных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов (армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должность на срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, их назначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации");
3) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
- участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или субъекта Федерации и избрание его в эти органы власти.
Решение о приостановлении полномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, и его полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьи прекращаются при наличии значительного числа оснований, главными из которых являются:
- письменное заявление об отставке;
- неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
- прекращение гражданства Российской Федерации;
- занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи, и др.;
4) измененные в Законе основания приостановления и прекращения полномочий судьи являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию. При этом решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ. Кроме того, судья имеет право на отставку, т.е. на почетное удаление с занимаемой должности (по не компрометирующим его основаниям). За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности;
5) неприкосновенность судьи. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.
Судья, задержанный в порядке административного или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден.
Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ;
6) материальное и социальное обеспечение судьи, соответствующее его статусу. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ученую степень и т.д.;
7) наличие системы органов судейского сообщества.
Органами судейского сообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский съезд судей; совет судей Российской Федерации, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами; конференции судей субъектов Федерации, арбитражных судов и военных судов среднего (второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемые конференциями судей и действующие в период между конференциями.
Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов, рассматривают проблемы кадрового, организационного и материального обеспечения судебной деятельности, обсуждают вопросы судебной практики, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судей отдельно для общих, арбитражных и военных судов, а также выполняют другие правомочия.
Квалификационные коллегии судей создаются для отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; обеспечения неприкосновенности судьи; приостановления и прекращения полномочий судей. Коллегии действуют на основании специальных положений.
Следует отметить, что решения квалификационных коллегий судей должны основываться на объективных обстоятельствах. Положительное или отрицательное заключение квалификационной коллегии судей не может быть необоснованным. В решении квалификационных коллегий должны быть указаны причины и основания, которые в дальнейшем могут быть проверены судом <1>.
--------------------------------
<1> Обзор постановлений Конституционного Суда РФ за март 2009 г. // Арбитражное правосудие в России. 2009. N 5.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова конституционное право российской федерации
- С.М. Шахрай
- Раздел I. Теория конституционного права российской федерации
- Глава 1. Общая характеристика конституционного права российской федерации
- § 1. Понятие и предмет конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
- § 3. Источники конституционного права
- § 4. Конституционно-правовая ответственность
- § 5. Место конституционного права
- § 6. Наука конституционного права
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Глава 2. Основы конституционной теории
- § 1. Понятие и юридические свойства Конституции
- § 2. Сущность Конституции
- § 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
- Часть 2 ст. 137 Конституции рф касается еще одного специального случая изменения ст. 65 Конституции, который связан с переименованием (изменением названия) существующего субъекта Федерации.
- Глава 3. История развития конституции российской федерации
- § 1. Этапы развития российского конституционализма
- § 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации:
- § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Раздел III. Основы конституционного строя российской федерации
- Глава 4. Конституционный строй российской федерации
- § 1. Понятие конституционного строя
- § 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
- § 3. Политические основы конституционного строя
- § 4. Социально-экономические основы
- Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина
- Глава 5. Общие положения
- § 1. Понятие основ правового статуса личности
- § 2. Принципы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Ограничение прав и свобод
- Глава 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Классификация конституционных прав и свобод
- § 2. Личные права и свободы
- § 3. Политические права и свободы
- § 4. Социально-экономические и культурные права и свободы
- § 5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Глава 7. Гражданство российской федерации
- § 1. Понятие гражданства
- § 2. Принципы гражданства Российской Федерации
- § 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства
- § 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
- § 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- § 6. Правовое положение иностранных граждан
- Раздел V. Федеративное устройство российской федерации
- Глава 8. Правовая природа и конституционные основы федерализма в россии
- § 1. Истоки федеративного выбора России
- § 2. Природа российского федерализма
- § 3. Конституционные основы федеративного устройства
- Глава 9. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус республики
- § 2. Конституционно-правовой статус краев, областей,
- § 3. Конституционно-правовой статус автономных округов,
- § 4. Особенности конституционно-правового статуса
- 1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.
- 2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
- Раздел VI. Система органов государственной власти в российской федерации
- Глава 10. Правовые основы статуса
- Органов государственной власти
- § 1. Понятие и признаки государственного органа
- § 2. Система органов государственной власти
- Глава 11. Референдум и выборы в российской федерации
- § 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
- § 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
- Часть 2 ст. 19 Конституции рф гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе и к избирательным.
- § 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
- § 4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
- § 5. Предвыборная агитация
- § 6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
- § 7. Финансирование выборов.
- § 8. Конституционно-правовые основы модификации
- Глава 12. Президент российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус Президента
- § 2. Порядок избрания и прекращения полномочий
- § 3. Компетенция Президента Российской Федерации
- Глава 13. Федеральное собрание российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
- § 2. Совершенствование конституционно-правовых основ
- § 3. Совет Федерации
- § 4. Совершенствование принципов формирования
- § 5. Государственная Дума
- § 6. Депутаты Государственной Думы и
- § 7. Акты Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Глава 14. Правительство российской федерации
- § 1. Правительство Российской Федерации -
- § 2. Компетенция Правительства Российской Федерации
- § 3. Организация деятельности
- § 4. Конституционно-правовые основы реализации модели
- Глава 15. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в российской федерации
- § 1. Конституционные принципы правосудия
- § 2. Суды Российской Федерации
- § 3. Конституционный суд Российской Федерации
- Глава 16. Конституционно-правовой статус органов государственной власти российской федерации со специальной компетенцией
- § 1. Уполномоченный по правам человека
- § 2. Счетная палата Российской Федерации
- § 3. Центральный банк Российской Федерации
- § 4. Прокуратура Российской Федерации
- § 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Глава 17. Организация государственной власти в субъектах российской федерации
- § 1. Органы законодательной власти субъектов
- § 2. Органы исполнительной власти субъектов
- § 3. Суды субъектов Российской Федерации
- Глава 18. Местное самоуправление в российской федерации
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Полномочия и конституционные гарантии