§ 1. Конституционно-правовой статус Президента
Российской Федерации
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой Российского государства <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/104/) материалы о правовом статусе Президента РФ.
Президент РФ, выступая гарантом Конституции и конституционно находясь над ветвями власти, занимает в системе органов государственной власти Российской Федерации особое главенствующее положение <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Моск. ун-та. 1998. N 1. С. 8 - 40; Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2012; Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996; Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / Под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов, 2000; Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000; Чиркин В.Е. Основы конституционного права: Учебное пособие. М., 1996. С. 220 - 232; Марино И. Президент Российской Федерации: конституционно-правовые отношения. От Конституционного Совещания до современной практики. М., 2007.
Как подчеркивали Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях <1>.
--------------------------------
<1> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 325.
Г.В. Васильева отмечает, что концепция президентской власти, принятая Конституцией РФ 1993 г., "объективной необходимостью наделения Президента РФ полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях разделения властей" значительно отличается от прежней модели "Президент РСФСР - высшее должностное лицо РСФСР и глава исполнительной власти в РСФСР (которая была закреплена в Конституции (Основной Закон) РСФСР 1978 г. с учетом изменений, внесенных Законом РСФСР от 24 мая 1991 г., и положений Законов РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также Закона РСФСР от 27 июня 1991 г. "О вступлении в должность Президента РСФСР") <1>.
--------------------------------
<1> См.: Васильева Г.В. Комментарий к статье 80 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.И. Андрианов, С.В. Боботов, Г.В. Васильева, А.С. Деденева и др.; общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 362.
Общие рамки конституционных полномочий Президента РФ очерчены в гл. 4 Конституции РФ, но не ограничиваются ее положениями. Конституционная характеристика Президента как главы государства не только выводит его за пределы традиционной триады ветвей власти, но и одновременно предполагает закрепление за Президентом полномочий в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 9.
Президент РФ олицетворяет Российское государство внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, как глава государства обращается с посланиями к Федеральному Собранию, назначает выборы, обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето, назначает референдумы, формирует Правительство и активно влияет на его деятельность, участвует в формировании судебной власти. Президент РФ руководит Вооруженными Силами РФ, назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в зарубежных государствах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждает орденами и медалями, решает вопросы гражданства и помилования, наделен правом законодательной инициативы, вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ), вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, в первую очередь в случае противоречия этих актов Конституции РФ (ч. 2 ст. 85), и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> Васильева Г.В. Комментарий к статье 80 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.И. Андрианов, С.В. Боботов, Г.В. Васильева, А.С. Деденева и др.; общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. С. 362 - 363.
Президент инициирует федеральные законы, издает указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.
При противоречии постановлений и распоряжений Правительства РФ Конституции РФ, федеральным законам и указам Президент вправе отменять акты Правительства (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).
Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее государственной целостности и независимости, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Таким образом, пределы власти Президента РФ очерчены конституционным положением о том, что акты Президента РФ не могут и не должны входить в противоречие с нормами Конституции РФ и федерального законодательства Российской Федерации.
При этом Конституция РФ содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ. Как указал Конституционный Суд РФ, для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. ст. 83 - 89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ст. 90 (ч. 3), согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности связана с деятельностью всех ветвей власти. Однако Президент наделяется Конституцией в этой сфере особыми полномочиями. В частности, он принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории России или в отдельных ее местностях.
Полномочия Президента РФ по охране исторически сложившегося государственного единства непосредственно связаны с выполнением им конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории. Государственная целостность как одна из основ конституционного строя России закреплена в ст. ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. "б") Конституции РФ и является важным условием обеспечения равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод.
Из конституционных норм (ст. ст. 71, п. "м"; 78, ч. 4; 80, ч. 2; 82; 87, ч. 1; 90, ч. 3) следует, что Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства. Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, в том числе в такой сфере ведения Федерации, как оборона и безопасность.
Конституция РФ определяет вместе с тем, что Президент РФ действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. ст. 83 - 89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и требованиями ст. 90 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которым указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и законам Российской Федерации. Кроме того, реализация Президентом своей компетенции в "установленном Конституцией РФ порядке" предполагает также возложение им на Правительство РФ в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ задач во исполнение указов Президента (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике") <1>.
--------------------------------
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. N 5.
Обширны полномочия и деятельность Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На достижение этих целей направлен Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 <1>, в соответствии с которым образован Государственный совет Российской Федерации как совещательный орган, содействующий реализации полномочий Президента РФ. В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации), утверждено Положение о Государственном совете.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3633.
На основе Конституции РФ Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории федеративного государства (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ).
Действующая Конституция наделяет Президента РФ правом определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Это связано с четко проводимым Конституцией принципом разделения властей, в соответствии с которым Федеральное Собрание также участвует в осуществлении политики государства путем принятия федеральных законов, постановлений палат, заявлений, деклараций.
Президент РФ, являясь в соответствии со ст. 87 Конституции РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет общее руководство по их использованию в качестве сил обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности в пределах определенной законом компетенции. При этом Конституция РФ и Федеральные законы от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1> и от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <2> не связывают использование Вооруженных Сил только с введением чрезвычайного или военного положения (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2009. N 15. Ст. 1779.
<2> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
Пробелы, противоречия и устаревшие положения, имеющиеся в законодательстве, существенно увеличивают значимость прямого применения конституционных норм. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента РФ могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в ст. 15 (ч. 1) Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике; абз. 4 и 5 п. 6 мотивировочной части).
Конституция РФ предоставляет Президенту право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.
В связи с особым положением главы государства, избранного народом, следует признать императивность его взглядов на политику, общие концепции в законотворчестве.
Президент РФ представляет Российскую Федерацию как глава государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами Федерации. При этом Президент исходит из положений Конституции об урегулировании федеративных отношений как самой Конституцией, так и федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а также руководствуется нормами федеральных законов об общих принципах организации государственной власти и о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами, других законов, определяющих соответствующие прерогативы Президента РФ.
Представительская роль Президента РФ, выступающего от имени российского государства как такового, проявляется также во взаимоотношениях с различными структурами гражданского общества. При Президенте действуют общественные советы, комиссии, структуры, им оказывается поддержка общественным объединениям.
Выступая от имени России в международных отношениях, Президент представляет Российскую Федерацию как субъект международных отношений. Это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении и он всегда действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от имени России или поручать это уполномоченным им должностным лицам.
В настоящее время Президент РФ избирается сроком на шесть лет. Первоначально были установлены равные сроки легислатуры для Главы государства и Государственной Думы Федерального Собрания РФ - четыре года. С учетом переходных положений Конституции РФ (ст. 7) Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва были избраны сроком на два года <1>. В результате первые выборы в Государственную Думу на полный срок легислатуры состоялись в декабре 1995 г., а первые президентские выборы на основе новой Конституции РФ - летом 1996 г.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 42. Ст. 3994; Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. N 1557 "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 41. Ст. 3907.
Таким образом, было реализовано известное политическое правило о необходимости "разведения во времени" сроков окончания полномочий высших органов государственной власти, поскольку сами предвыборные кампании и последующий (иногда довольно затяжной) процесс формирования новых администраций и закрепления новой расстановки сил создают де-факто длительный период безвластия, что особенно опасно для трансформирующихся политических систем.
В 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ, в соответствии с которым полномочия Главы государства и Государственной Думы Федерального Собрания РФ были увеличены соответственно до шести и пяти лет <1>.
--------------------------------
<1> Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, "на современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы.
Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.
Установление более продолжительного срока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики. В условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне (незначительный временной период между выборами депутатов Государственной Думы и выборами Президента Российской Федерации, а также сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий перед вновь избранным Президентом Российской Федерации), достижение указанной цели может быть осложнено" <1>.
--------------------------------
<1> Цит. по: http://constitution.garant.ru/law/5429792/.
Новые сроки полномочий применяются к Президенту РФ и Государственной Думе, избранным после вступления в силу указанных поправок к Конституции РФ, т.е. речь идет о Государственной Думе VI созыва (избрана в 2011 г.) и о главе государства, избранном в 2012 г.
Характерно, что в ранних конституционных проектах, подготовленных президентской стороной, срок легислатуры главы государства был больше, чем у законодательного органа власти. Это объяснялось необходимостью сохранения преемственности курса реформ в условиях нестабильности политической системы и превращения парламента в консолидированную оппозиционную силу. В проекте Конституции РФ, подготовленном в 1992 г. рабочей группой С.М. Шахрая, устанавливался шестилетний срок легислатуры для Президента РФ (что совпадает с поправками, внесенными в 2008 г. в действующую Конституцию РФ).
Отдельно необходимо указать на нецелесообразность (недопустимость) использования в отечественной конституционной модели поста вице-президента. В российской политической системе недопустимо двоевластие, тем более оформленное институционально. В современной истории страны дважды предпринималась попытка введения института вице-президента (СССР и РСФСР), и оба раза она закончилась неудачей. Кроме того, необходимо учитывать, что в ситуации, когда Президент не возглавляет исполнительную власть, а стоит как бы "над" ветвями власти, будучи главой государства и верховным арбитром, вице-президентом по факту является Председатель Правительства. Во всех случаях, когда глава государства не может исполнять свои функции, его обязанности, согласно Конституции РФ, исполняет Председатель Правительства (ч. 3 ст. 92).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова конституционное право российской федерации
- С.М. Шахрай
- Раздел I. Теория конституционного права российской федерации
- Глава 1. Общая характеристика конституционного права российской федерации
- § 1. Понятие и предмет конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
- § 3. Источники конституционного права
- § 4. Конституционно-правовая ответственность
- § 5. Место конституционного права
- § 6. Наука конституционного права
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Глава 2. Основы конституционной теории
- § 1. Понятие и юридические свойства Конституции
- § 2. Сущность Конституции
- § 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
- Часть 2 ст. 137 Конституции рф касается еще одного специального случая изменения ст. 65 Конституции, который связан с переименованием (изменением названия) существующего субъекта Федерации.
- Глава 3. История развития конституции российской федерации
- § 1. Этапы развития российского конституционализма
- § 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации:
- § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Раздел III. Основы конституционного строя российской федерации
- Глава 4. Конституционный строй российской федерации
- § 1. Понятие конституционного строя
- § 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
- § 3. Политические основы конституционного строя
- § 4. Социально-экономические основы
- Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина
- Глава 5. Общие положения
- § 1. Понятие основ правового статуса личности
- § 2. Принципы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Ограничение прав и свобод
- Глава 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Классификация конституционных прав и свобод
- § 2. Личные права и свободы
- § 3. Политические права и свободы
- § 4. Социально-экономические и культурные права и свободы
- § 5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Глава 7. Гражданство российской федерации
- § 1. Понятие гражданства
- § 2. Принципы гражданства Российской Федерации
- § 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства
- § 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
- § 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- § 6. Правовое положение иностранных граждан
- Раздел V. Федеративное устройство российской федерации
- Глава 8. Правовая природа и конституционные основы федерализма в россии
- § 1. Истоки федеративного выбора России
- § 2. Природа российского федерализма
- § 3. Конституционные основы федеративного устройства
- Глава 9. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус республики
- § 2. Конституционно-правовой статус краев, областей,
- § 3. Конституционно-правовой статус автономных округов,
- § 4. Особенности конституционно-правового статуса
- 1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.
- 2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
- Раздел VI. Система органов государственной власти в российской федерации
- Глава 10. Правовые основы статуса
- Органов государственной власти
- § 1. Понятие и признаки государственного органа
- § 2. Система органов государственной власти
- Глава 11. Референдум и выборы в российской федерации
- § 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
- § 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
- Часть 2 ст. 19 Конституции рф гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе и к избирательным.
- § 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
- § 4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
- § 5. Предвыборная агитация
- § 6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
- § 7. Финансирование выборов.
- § 8. Конституционно-правовые основы модификации
- Глава 12. Президент российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус Президента
- § 2. Порядок избрания и прекращения полномочий
- § 3. Компетенция Президента Российской Федерации
- Глава 13. Федеральное собрание российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
- § 2. Совершенствование конституционно-правовых основ
- § 3. Совет Федерации
- § 4. Совершенствование принципов формирования
- § 5. Государственная Дума
- § 6. Депутаты Государственной Думы и
- § 7. Акты Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Глава 14. Правительство российской федерации
- § 1. Правительство Российской Федерации -
- § 2. Компетенция Правительства Российской Федерации
- § 3. Организация деятельности
- § 4. Конституционно-правовые основы реализации модели
- Глава 15. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в российской федерации
- § 1. Конституционные принципы правосудия
- § 2. Суды Российской Федерации
- § 3. Конституционный суд Российской Федерации
- Глава 16. Конституционно-правовой статус органов государственной власти российской федерации со специальной компетенцией
- § 1. Уполномоченный по правам человека
- § 2. Счетная палата Российской Федерации
- § 3. Центральный банк Российской Федерации
- § 4. Прокуратура Российской Федерации
- § 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Глава 17. Организация государственной власти в субъектах российской федерации
- § 1. Органы законодательной власти субъектов
- § 2. Органы исполнительной власти субъектов
- § 3. Суды субъектов Российской Федерации
- Глава 18. Местное самоуправление в российской федерации
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Полномочия и конституционные гарантии