logo search
Трудовое право для Нормы_07

§5. Понятие, виды и продолжительность отпусков

Под отпуском в науке трудового права принято понимать свободное от работы время, в течение которого за работником сохраняется место работы и должность. Что же касается заработной платы, то она может, как сохраняться за работником (оплачиваемые отпуска), так и не сохраняться (отпуска без сохранения заработной платы).

В целом отпуска могут классифицироваться по различным основаниям. Прежде всего, они подразделяются на основные и дополнительные.

Основные отпуска

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск представляет собой реализацию гарантированного Конституцией РФ права на отдых и предоставляется всем работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Эта минимальная продолжительность отпуска может быть увеличена коллективным договором или соглашением.

Кроме того, в отношении отдельных категорий работников действующим законодательством предусматривается предоставление ежегодных основных отпусков большей продолжительности. Такие отпуска называются удлиненными и представляют собой разновидность ежегодного основного отпуска.

Право на удлиненный отпуск устанавливается, прежде всего, специальными нормами ТК РФ. Так, согласно ст. 267 ТК РФ работникам в возрасте до восемнадцати лет ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Кроме того, предоставление удлиненного основного отпуска отдельным категориям работников предусмотрено федеральными законами. Например, согласно ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Согласно ст. 334 ТК РФ предоставление удлиненного оплачиваемого отпуска предусмотрено в отношении педагогических работников образовательных учреждений.

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» всем муниципальным служащим установлен удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает различную продолжительность основного отпуска для служащих, замещающих должности различных групп. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Говоря о продолжительности отпусков следует иметь ввиду, что, согласно ст. 120 ТК РФ, нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. С другой стороны, ТК РФ, в отличие от КЗоТ РФ, который предусматривал исчисление отпуска в рабочих днях, устанавливает продолжительность отпусков в календарных днях. Это означает, что выходные дни, приходящиеся на период отпуска, включаются в его продолжительность.

Кроме того, закон называет ряд обстоятельств, при наличии которых работодатель должен продлить отпуск работнику. Согласно ст. 124 ТК РФ к таким обстоятельствам относятся:

1) временная нетрудоспособность работника;

2) исполнение работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;

3) другие случаи, предусмотренные законами, локальными нормативными актами организации.

Другими словами, если работник в период отпуска заболел, то продолжительность его отпуска должна быть увеличена на число календарных дней временной нетрудоспособности. При этом на период отпуска за работником сохраняется заработная плата, а за период временной нетрудоспособности ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

Дополнительные отпуска

Дополнительные отпуска согласно ст. 116 ТК РФ предоставляются в случаях, предусмотренных федеральным законом. Вместе с тем, работодатель может самостоятельно и, соответственно, за свой счет устанавливать дополнительные отпуска для работников. Такие отпуска (их продолжительность и порядок предоставления) могут предусматриваться коллективными договорами или локальными нормативными актами. Трудовым законодательством в императивном порядке предусматривается предоставление дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 116 ТК РФ).

Так, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью от 6 до 36 рабочих дней в зависимости от вида производства и выполняемой таким работником работы. В настоящее время все еще действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22. Например, врачу-патологоанатому должен быть предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (то есть в отпуск не включаются не только нерабочие праздничные дни, но и выходные дни).

Кроме того, в настоящее время действует ряд федеральных законов, которые предусматривают предоставление дополнительных отпусков за работу с вредными или опасными условиями труда. Так, например, согласно ст. 22 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. дополнительный отпуск должен предоставляться работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска таким работникам устанавливается с учетом дополнительного отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда и составляет 36 рабочих дней (постановление Минтруда РФ от 8 августа 1996 г. № 50).

Предоставление дополнительного отпуска предусматривается тем работникам в отношении которых установлен ненормированный рабочий день. Конкретная продолжительность такого отпуска может устанавливаться коллективным договором или локальным актом — правилами внутреннего трудового распорядка, однако, во всех случаях дополнительный отпуск должен быть не менее трех дней.

Отдельными актами федеральных органов исполнительной власти предусмотрены специальные нормы в отношении продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня. Так, приказом Росфиннадзора от 02.06.2005 N 161157 установлены государственным гражданским служащим центрального аппарата и территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы высшей, главной, ведущей, старшей и младшей групп, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день продолжительностью 12 календарных дней. А, например, вот приказ Росэнерго от 21.01.2008 N 9158 устанавливает различную продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков за ненормированный рабочий день для служащих, замещающих разные должности:

- руководителю и заместителям руководителя Агентства - 14 календарных дней;

- начальникам управлений - 14 календарных дней;

- заместителям начальников управлений, начальникам самостоятельных отделов и советникам руководителя - 12 календарных дней;

- начальникам отделов в управлениях - 10 календарных дней;

- заместителям начальников отделов в управлениях и советникам - 8 календарных дней;

- главным специалистам-экспертам и ведущим специалистам-экспертам - 6 календарных дней;

- специалистам-экспертам, старшим специалистам 1 разряда и специалистам 1 разряда - 4 календарных дня.

Продолжительность отпусков муниципальных служащих, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, определяется либо законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе либо муниципальными правовыми актами.

Трудовым законодательством также предусмотрено предоставление дополнительных отпусков работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Согласно ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, был утвержден постановлением СМ СССР от 3 января 1983 г. № 12. В этом перечне перечислены отдельные районы соответствующих субъектов РФ, которые относятся к районам Крайнего Севера, и к приравненным к ним местностям.

Наконец, ТК РФ прямо предусматривает предоставление дополнительного отпуска тем категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы. ТК РФ не раскрывает содержание понятия «особый характер работы». Не содержится его и иных нормативно-правовых актах. Согласно ст. 118 ТК РФ перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Однако действующие в настоящее время акты органов исполнительной власти, регулирующие особенности рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, никаких положений о дополнительных отпусках не содержат.

Иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие случаи предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков. Например, Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает предоставление гражданскому служащему дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, продолжительность которого исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. Указанный дополнительный отпуск за выслугу лет суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. Однако закон ограничивает максимальную общую продолжительность основного и дополнительного отпусков в зависимости от категории должностей. Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, она не должна превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней. Однако это не означает, что отпуск гражданского служащего в целом не может быть больше указанных периодов времени.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 21). В большинстве субъектов Российской Федерации устанавливается правило, согласно которому продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы. В то же время в некоторых субъектах Российской Федерации законодатель вместо установления правила исчисления дополнительных отпусков за выслугу лет исходя из правила «день за год» предпринял попытки дифференцировать их продолжительность в зависимости от стажа.

Кроме того, дополнительные отпуска за выслугу лет предусмотрены в отношении сотрудников прокуратуры, судей и т. п.

По общему правилу при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. При этом, если работник имеет право на удлиненный основной оплачиваемый отпуск или несколько дополнительных отпусков, то дополнительные отпуска должны предоставляться сверх общей продолжительности такого отпуска. Например, если работник имеет право на дополнительный отпуск за работу с вредными или опасными условиями труда, а также на дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то эти дополнительные отпуска не поглощаются, а суммируются и прибавляются к его основному отпуску (в том числе и удлиненному). В некоторых случаях, однако, закон ограничивает продолжительность суммарного ежегодного отпуска. Такое ограничение, например, установлено в отношении гражданских служащих Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней. Однако это не означает, что отпуск гражданского служащего в целом не может быть больше указанных периодов времени. Дело в том, что действующее законодательство предусматривает предоставление дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы и в иных случаях, предусмотренных законом. При предоставлении помимо ежегодного основного отпуска и дополнительного отпуска за выслугу лет указанных видов отпусков общая продолжительность отпуска гражданского служащего может превышать 45 и соответственно 40 календарных дней.

Помимо рассмотренной классификации отпусков на основные и дополнительные принято выделять оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы. Все рассмотренные выше отпуска (и основные и дополнительные) относятся к оплачиваемым отпускам.

По общему правилу отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работнику по соглашению с работодателем, т. е. в договорном порядке. Так, согласно ст. 128 ТК РФ такой отпуск может быть предоставлен по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.

Вместе с тем, законодатель устанавливает случаи, когда по просьбе работника работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения оплаты и устанавливает продолжительность такого отпуска:

1) участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году;

2) работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

3) родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных дней в году;

4) работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

5) работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней.

Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен федеральным законом либо коллективным договором. Так, например, Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 9 января 1997 г. предусмотрено предоставление Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до трех недель в год в удобное для них время.