logo
Трудовое право для Нормы_07

§1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

В современном правовом государстве недостаточно просто провозгласить какое-то право. Необходимо также обеспечить и гарантировать его реализацию с помощью системы различных мер, в том числе принудительных. Такие меры должны в первую очередь обеспечивать защиту установленных прав от нарушений.

В рамках трудового права возникает необходимость в первую очередь защитить трудовые права работника. Конечно, это не значит, что трудовые права работодателя не защищаются государством. Однако в силу специфики трудовых отношений, в рамках ко­торых работник находится в подчинении работодателя, именно права и законные интересы работника нуждаются в особых мерах за­щиты.

Защиту трудовых прав работника можно определить как совокупность осуществляемых работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами в установленном законодательством порядке мер по пресечению и предотвращению нарушений трудового законодательства со стороны работодателя, а также по возмещению понесенного вслед­ствие таких нарушений ущерба.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников указаны в ст. 235 ТК РФ. К ним относятся:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита210.

Государственный контроль и надзор являются основными способами обеспечения соблюдения трудового законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"211 государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

С точки зрения времени проведения выделяют три основные виды контроля и надзора – предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль и надзор предшествуют совершению проверяемых действий. Текущий контроль и надзор осуществляются на постоянной основе для предот­вращения нарушений трудового законодательства законности в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Последующие контроль и надзор сводятся к проверке совершенных действий за конкретный период времени на предмет законности и целесообразности.

С точки зрения сущности проверяемых действий выделяют контроль и надзор за установлением условий труда (в первую очередь в коллективных договорах) и за применением установленных условий труда.

С точки зрения контролирующего субъекта выделяют два основных вида контроля: ведомственный и надведомственный. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Надведомственный контроль осуществляется сторонними по отношению к подконтрольному субъекту органами. Среди специальных органов, осуществляющих надведомственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, следует в первую очередь указать Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом собственно государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Правовое положение последних определено Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости212.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Должностные лица федеральной инспекции труда (государственные инспекторы труда) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства наделены рядом прав, как то:

– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядкеобучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– составлять протоколыи рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– а также рядом других.

Государственные инспекторы труда проводят проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц). Порядок проведения таких проверок устанавливается ТК РФ, а также Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Все проверки, проводимые государственными инспекторами труда, подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проводятся на основании разрабатываемых органами федеральной инспекции труда ежегодных планов. Ежегодные планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.

Внеплановые проверки могут проводиться только при наличии установленных законом оснований для их проведения. В соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

– обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надведомственный контроль и надзор осуществляют и иные государственные органы. Так, государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами213; государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору214. Хотя напрямую надзорные полномочия этих органов не связаны с проверкой соблюдения трудового законодательства, они затрагивают, в том числе, и сферу охраны труда.

Органом, осуществляющим общий надзор за соблюдением законодательства (в том числе и трудового), является прокуратура Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов, за соответствием законам издаваемых правовых актов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении надзора наделен широким спектром мер прокурорского реагирования. В частности, он приносит:

– протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

– представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

– предостережение о недопустимости нарушения закона.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Важное место в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства принадлежит судебным органам. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях рассматривали вопрос о законности тех или иных актов, содержащих нормы трудового права. Суды общей юрисдикции также при рассмотрении конкретных дел оценивают содержание закона или иного нормативного пра­вового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотноше­ния, могут признавать незаконными локальные правовые акты, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным в законодательстве.

§2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляют за профессиональными союзами право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства объединения профессиональных союзов могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

В целях осуществления своих полномочий, профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов наделены ТК РФ рядом прав, такими как: проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения и др.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ).

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Трудовое законодательство также предусматривает обязанность работодателя в некоторых случаях при принятии им управленческих решений, касающихся трудовых отношений в организации, учитывать мнение профсоюзного органа (см. например ст. 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301 ТК РФ).