§1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
В современном правовом государстве недостаточно просто провозгласить какое-то право. Необходимо также обеспечить и гарантировать его реализацию с помощью системы различных мер, в том числе принудительных. Такие меры должны в первую очередь обеспечивать защиту установленных прав от нарушений.
В рамках трудового права возникает необходимость в первую очередь защитить трудовые права работника. Конечно, это не значит, что трудовые права работодателя не защищаются государством. Однако в силу специфики трудовых отношений, в рамках которых работник находится в подчинении работодателя, именно права и законные интересы работника нуждаются в особых мерах защиты.
Защиту трудовых прав работника можно определить как совокупность осуществляемых работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами в установленном законодательством порядке мер по пресечению и предотвращению нарушений трудового законодательства со стороны работодателя, а также по возмещению понесенного вследствие таких нарушений ущерба.
Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников указаны в ст. 235 ТК РФ. К ним относятся:
самозащита работниками трудовых прав;
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
судебная защита210.
Государственный контроль и надзор являются основными способами обеспечения соблюдения трудового законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"211 государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
С точки зрения времени проведения выделяют три основные виды контроля и надзора – предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль и надзор предшествуют совершению проверяемых действий. Текущий контроль и надзор осуществляются на постоянной основе для предотвращения нарушений трудового законодательства законности в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Последующие контроль и надзор сводятся к проверке совершенных действий за конкретный период времени на предмет законности и целесообразности.
С точки зрения сущности проверяемых действий выделяют контроль и надзор за установлением условий труда (в первую очередь в коллективных договорах) и за применением установленных условий труда.
С точки зрения контролирующего субъекта выделяют два основных вида контроля: ведомственный и надведомственный. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Надведомственный контроль осуществляется сторонними по отношению к подконтрольному субъекту органами. Среди специальных органов, осуществляющих надведомственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, следует в первую очередь указать Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом собственно государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда.
Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Правовое положение последних определено Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости212.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Должностные лица федеральной инспекции труда (государственные инспекторы труда) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства наделены рядом прав, как то:
– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядкеобучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
– составлять протоколыи рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– а также рядом других.
Государственные инспекторы труда проводят проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц). Порядок проведения таких проверок устанавливается ТК РФ, а также Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Все проверки, проводимые государственными инспекторами труда, подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проводятся на основании разрабатываемых органами федеральной инспекции труда ежегодных планов. Ежегодные планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.
Внеплановые проверки могут проводиться только при наличии установленных законом оснований для их проведения. В соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
– обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
– наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надведомственный контроль и надзор осуществляют и иные государственные органы. Так, государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами213; государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору214. Хотя напрямую надзорные полномочия этих органов не связаны с проверкой соблюдения трудового законодательства, они затрагивают, в том числе, и сферу охраны труда.
Органом, осуществляющим общий надзор за соблюдением законодательства (в том числе и трудового), является прокуратура Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов, за соответствием законам издаваемых правовых актов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор при осуществлении надзора наделен широким спектром мер прокурорского реагирования. В частности, он приносит:
– протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
– представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;
– предостережение о недопустимости нарушения закона.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Важное место в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства принадлежит судебным органам. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях рассматривали вопрос о законности тех или иных актов, содержащих нормы трудового права. Суды общей юрисдикции также при рассмотрении конкретных дел оценивают содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, могут признавать незаконными локальные правовые акты, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным в законодательстве.
§2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляют за профессиональными союзами право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства объединения профессиональных союзов могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
В целях осуществления своих полномочий, профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов наделены ТК РФ рядом прав, такими как: проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения и др.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ).
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Трудовое законодательство также предусматривает обязанность работодателя в некоторых случаях при принятии им управленческих решений, касающихся трудовых отношений в организации, учитывать мнение профсоюзного органа (см. например ст. 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301 ТК РФ).
- Трудовое право
- Содержание:
- Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- §1. Предмет трудового права
- §2. Метод трудового права
- §3. Принципы трудового права
- §4. Система трудового права
- §5. Разграничение трудового права со смежными отраслями права
- §6. Трудовое право как наука и как учебная дисциплина
- Глава 2. Источники трудового права
- §1. Понятие и виды источников трудового права
- §2. Система и особенности источников трудового права
- §3. Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы
- §4. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Глава 3. Правоотношения в сфере труда
- §1. Понятие и виды правоотношений в сфере труда
- §2. Трудовые правоотношения
- §3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- §4. Общая характеристика правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- Глава 4. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
- §1. Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений
- §2. Стороны и представители сторон социального партнерства
- §3. Органы социального партнерства
- §4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора
- §5. Коллективные договоры
- §6. Соглашения как акты социального партнерства
- §7. Участие работников в управлении организацией
- Глава 5. Правовое регулирование занятости
- §1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации
- §2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного
- §3. Регистрация гражданина в качестве безработного
- §4. Трудоустройство. Подходящая работа
- §5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу
- §6. Организация общественных работ
- §7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости
- §8. Размер пособия по безработице
- §9. Сроки выплаты пособия по безработице
- §10. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
- Глава 6. Трудовой договор – основной институт трудового права: общие положения
- §1. Понятие и признаки трудового договора
- §2. Содержание трудового договора
- §3. Срочный трудовой договор
- §4.Совместительство и совмещение
- §5. Порядок заключения трудового договора
- Трудовая книжка
- §6. Персональные данные работника
- Глава 7.Изменение трудового договора
- §1. Понятие и виды изменений трудового договора
- §2. Понятие перевода на другую работу
- 4. Отличие перевода на другую работу от совмещения должностей
- §3. Виды переводов на другую работу
- §4. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, не являющееся переводом
- Глава 8. Прекращение трудового договора
- §1. Понятие, общие основания и порядок прекращения трудового договора
- §2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
- §3. Прекращение срочного трудового договора
- §4. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- §5. Общая характеристика расторжения трудового договора по инициативе работодателя
- §6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником виновных действий
- §7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виной работника
- §8. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон (ст. 83 тк рф)
- §9. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудового договора (ст. 84 тк рф)
- Глава 9. Рабочее время и время отдыха
- §1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- §2. Режим рабочего времени
- §3. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
- §4. Понятие и виды времени отдыха
- Рассмотрим все их более подробно. Перерывы в течение рабочего дня
- Еженедельный отдых
- Нерабочие праздничные дни
- §5. Понятие, виды и продолжительность отпусков
- §6. Порядок предоставления отпусков
- Глава 10. Правовое регулирование оплаты труда
- §1. Понятие и системы оплаты труда
- §2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
- §3. Расчет средней заработанной платы
- §5. Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных
- §6. Государственные гарантии по оплате труда работника
- Глава 11. Гарантии и компенсации работникам
- §1. Понятие и виды гарантий и компенсаций работникам
- §2. Гарантийные выплаты
- §3. Гарантийные доплаты
- §4. Компенсационные выплаты
- Глава 12. Правовое регулирование дисциплины труда
- §1. Понятие дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка
- §2. Поощрения работников
- §3. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников
- §4. Дисциплинарные взыскания
- §5. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий
- Глава 13. Охрана труда
- §1. Понятие и содержание охраны труда
- §2. Требования охраны труда
- §3. Правила охраны труда на вредных и опасных работах
- §4. Организация охраны труда
- §5. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Глава 14. Защита трудовых прав работников
- §1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
- §3. Самозащита трудовых прав
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
- §1. Понятие и виды материальной ответственности
- §2. Материальная ответственность работодателя перед работником
- §3. Материальная ответственность работника
- Глава 16. Индивидуальные трудовые споры
- §1. Понятие и виды трудовых споров
- §2. Понятие и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- §3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам
- §4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом
- §5. Особенности рассмотрения отдельных индивидуальных трудовых споров
- §6. Исполнение решений органов по разрешению индивидуальных трудовых споров
- Глава 17. Коллективные трудовые споры
- §1. Понятие коллективных трудовых споров
- §2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- §3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- §4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
- §5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
- §6. Объявление и проведение забастовки
- §7. Правовое положение работников в период проведения забастовки
- Глава 18. Международно-правовое регулирование труда
- §1. Понятие и источники международно-правового регулирования труда
- §2. Роль Международной организации труда в международно-правовом регулирования труда. Основные конвенции Международной организации труда
- 160 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 11 мая 2005 г. № 51-г05-5
- 171 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 14 октября 2005 г. № 5-в05-120