logo
Трудовое право для Нормы_07

§4. Общая характеристика правоотношений, тесно связанных с трудовыми

Особое значение в социально-трудовой сфере в настоящее время приобрели социально-партнерские правоотношения. По смыслу ст. 23 ТК РФ социально-партнерские правоотношения представляют собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Таким образом, целью социально партнерских правоотношений является согласование интересов работников и работодателей в правовом регулировании труда. Спецификой данных правоотношений является их договорный характер. Социально-партнерские правоотношения характеризуются началами равенства их участников, свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольности принятия сторонами на себя обязательств.

Субъектами (сторонами) таких правоотношений являются работники и работодатели, но не непосредственно, а в лице своих представителей. Органы государственной власти и местного самоуправления также могут быть участниками социально-партнерских правоотношений, но только в тех случаях, когда они являются работодателями либо если это предусмотрено законом (например, органы государственной власти или местного самоуправления могут участвовать в заключении коллективного соглашения, если оно предполагает бюджетное финансирование). Интересы работников в социально-партнерских отношениях представляют, как правило, выборные профсоюзные органы. Представителями работодателя в социально партнерских отношениях на уровне отдельной организации (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора) являются руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении коллективных соглашений на уровне муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом или федеральном уровне интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Статья 27 ТК РФ называет конкретные формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Предшествуют трудовым правоотношения по занятости и трудоустройству работника. Субъектами этих правоотношений могут быть:

1) лица, ищущие работу;

2) работодатели;

3) органы государственной власти, осуществляющие содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Права и обязанности субъектов данных правоотношений регламентируются, прежде всего, Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Органом, осуществляющим содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе работников является Федеральная служба по труду и занятости при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Более подробно вопросы занятости и трудоустройства будут рассмотрены в главе 5 учебника.

Непосредственно связанными с трудовыми, являются также правоотношения, возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (контрольно-надзорные правоотношения). Субъектами данных правоотношений являются с одной стороны федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и, с другой стороны, работодатели, а также должностные лица, уполномоченные работодателем. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют, прежде всего, органы Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, в отдельных отраслях промышленности и при производстве отдельных видов работ контрольно-надзорные функции выполняют специально уполномоченные отраслевые органы. Например, в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, соблюдения установленного порядка пользования недрами и требований по ведению горных работ и т. п. контрольно-надзорные функции осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Наконец, трудовое законодательство наделяет контрольно-надзорными полномочиями выборные профсоюзные органы.

Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда осуществляют соответственно государственные инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Работодатели независимо от формы собственности и организационно-правовой формы обязаны исполнять предписания государственного инспектора об устранении выявленных правонарушений.

Правоотношения по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров (процессуально-трудовые правоотношения) возникают между работниками и работодателями, а также органом, рассматривающим спор. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, а по характеру спора – на исковые и неисковые.

К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов и трудовых договоров, которые носят характер спора о праве. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, то есть предъявляет иск. Спорами искового характера в сфере трудового права являются индивидуальные споры. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются как комиссиями по трудовым спорам, так и судами. В тех случаях, когда спор рассматривается судом, возникают гражданско-процессуальные отношения, которые регулируются нормами соответствующего законодательства с учетом правил, установленных трудовым кодексом и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Между тем, индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться специально созданным органом – комиссией по трудовым спорам (КТС). Правила и порядок рассмотрения спора КТС устанавливаются трудовым законодательством, а возникающие при этом общественные отношения входят в предмет трудового права.

К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда в том случае если они не носят характера спора о праве. Коллективные трудовые споры всегда имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особой процессуальной форме.

Спецификой правоотношений, возникающих в связи с рассмотрением трудовых споров, является равенство их участников.

Правоотношения по профессиональному обучению и повышению квалификации кадров могут возникать между работником либо лицом, ищущим работу, и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением.

Основанием возникновения данных правоотношений является:

Согласно ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Таким образом содержание данного правоотношения определяется трудовым законодательством. Например, время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени (по общему правилу – 40 часов в неделю). Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора также являются производными от трудовых правоотношений. Субъектами данных правоотношений являются работник и работодатель. Содержание данного правоотношения может включать в себя обязанность работника возместить ущерб, причиненный имуществу работодателя. В то же время, содержанием данного правоотношения может являться обязанность работодателя возместить вред, причиненный работнику. Более подробно вопросы материальной ответственности будут рассмотрены в главе 15 учебника.

Наконец, к правоотношениям, тесно связанным с трудовыми, относятся правоотношения по обязательному социальному страхованию. Отношения в системе обязательного социального стра­хования в Российской Федерации регулируются федераль­ным законом «Об основах обязательного социального стра­хования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В соответствии со ст. 1 указанного закона обязатель­ное социальное страхование работающих граждан осуществляется от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Например, такими обстоятельствами могут быть наступление трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицин­ской помощи, санаторно-курортного лечения и наступле­ния иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Субъектами правоотношений по обязательному социальному страхованию являются стра­хователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, опре­деляемые в соответствии с федеральными законами о кон­кретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создавае­мые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспече­ния прав застрахованных лиц по обязательному социально­му страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для осуществления обязательного социального страхования страхователи (работодатели) должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Тариф страхового взноса – ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц. Страховые взносы вносятся страхователем страховщику. В отношениях по обязательному социальному страхованию функции страховщика как правило выполняют государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). При наступлении страхового случая из средств, аккумулированных в данных фондах, застрахованному лицу производятся соответствующие выплаты (пособия, пенсии и т.п.).