logo
Трудовое право для Нормы_07

§1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации

Правовую основу отношений в сфере занятости составляют, прежде всего, ст. 34 и 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующие гражданам свободное распоряжение своими способностями к труду. Из специальных законов, затрагивающих рассматриваемую сферу, в первую очередь необходимо отметить Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Данный закон устанавливает, что гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Обеспечение указанных гарантий возложено, в первую очередь, на государственную службу занятости. Государственная служба занятости населения включает:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая в настоящее время находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Функции Федеральной службы по труду и занятости были определены Положением о ней, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации27.

Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

– контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы;

– оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Помимо Федеральной службы по труду и занятости определенные полномочия в сфере занятости имеются также у Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и некоторых других органов.

Полномочия в сфере занятости могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

1) пособия по безработице;

2) стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

4) материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.

Кроме того, содействие трудоустройству граждан могут оказывать и органы местного самоуправления.