§2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.
Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:
тарифные ставки,
оклады (должностные оклады),
тарифную сетку;
тарифные коэффициенты.
Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Тарифная ставка 1-го разряда, определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
При этом, тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд - величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.
Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 4 611 рублей (на сегодняшний день - это минимальный размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим - 2,047) несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент – 9 438,717 рубля.
Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Разработкой ЕТКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.
До утверждения новых выпусков ЕТКС применяются выпуски, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС и действующие на территории России в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.05.1992 N 15а.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
ТК РФ отдельно устанавливает особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в одном из своих определений прямо указала, что вопросы оплаты труда работников муниципальных учреждений не могут быть решены органами государственной власти субъекта РФ160.
Изменения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные окладов) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, которых в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.
Базовые оклады являются минимальными размерами оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений (учителей, врачей, преподавателей, работников культуры и т.д.). Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки, как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях.
При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В настоящее время критерии (а, фактически, один критерий) отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам установлены приказом Минздравсоцразвития от 6 августа 2007 года № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам». В соответствии с этим приказом профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим категориям:
- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих. Правда, в порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.
Профессии рабочих и/или должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.
Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.
В настоящее время Минздравсоцразвития был издан целый ряд приказов, касающихся утверждения профессиональных квалификационных групп различных категорий работников. В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития от 5 мая 2008 г. № 216н, которым были утверждены профессиональные квалификационные группы работников образования. Указанные приказ выделяет четыре профессиональных квалификационных группы работников образования:
– профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
– профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
– профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников;
– профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.
В рамках каждой из этих групп, в свою очередь, выделяются внутренние квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности. Так, например, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:
1 квалификационный уровень Инструктор по труду; инструктор по
физической культуре; музыкальный
руководитель; старший вожатый
2 квалификационный уровень Инструктор-методист;
концертмейстер;
педагог дополнительного образования;
педагог-организатор;
социальный педагог;
тренер-преподаватель
3 квалификационный уровень Воспитатель; мастер
производственного обучения;
методист; педагог-психолог;
старший инструктор-методист;
старший педагог дополнительного
образования;
старший тренер-преподаватель
4 квалификационный уровень Преподаватель;
преподаватель-организатор
основ безопасности
жизнедеятельности;
руководитель физического
воспитания;
старший воспитатель;
старший методист; тьютор;
учитель; учитель-дефектолог;
учитель-логопед (логопед)
По аналогичным принципам строятся и профессиональные квалификационные группы иных работников. В соответствии с этими группами устанавливаются базовые оклады (базовые должностные оклады), а также базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений161 заработанная плата указанных работников включает в себя:
– оклады (должностные оклады) и ставки заработной платы;
– выплаты компенсационного характера;
– выплаты стимулирующего характера.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Приказом Минздравсоцразвития от 22 октября 2007 г. № 663162 руководителям федеральных бюджетных учреждений рекомендуется осуществлять определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:
- набору исполняемых трудовых функций;
- сложности труда;
- интенсивности труда;
- результативности труда,
а также с учетом:
требований к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности);
уставных целей;
требований к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.
К выплатам компенсационного характера тем же Приказом Минздравсоцразвития № 663 рекомендуется относить выплаты, обеспечивающие оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, на работах в местностях с особыми климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (и разъяснения по порядку их установления), утвержден Приказом Министерства Минздравсоцразвития от 29.12.2007 N 822163.
К таковым, в частности, относятся:
1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
К выплатам стимулирующего характера Приказом Минздравсоцразвития № 663 рекомендуется относить выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера рекомендуется устанавливать работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Для целей стимулирования труда работников к качественным результатам труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты рекомендуется предусматривать в размере не менее 30 процентов от общих поступлений в фонд оплаты труда.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818164 был утвержден и Перечень видов выплат стимулирующего характера. В соответствии с указанным документом к таким выплатам относятся:
1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.
2. Выплаты за качество выполняемых работ.
3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
4. Премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда. При этом следует учитывать, что, начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты составляет не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера должны конкретизироваться в трудовых договорах работников.
- Трудовое право
- Содержание:
- Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- §1. Предмет трудового права
- §2. Метод трудового права
- §3. Принципы трудового права
- §4. Система трудового права
- §5. Разграничение трудового права со смежными отраслями права
- §6. Трудовое право как наука и как учебная дисциплина
- Глава 2. Источники трудового права
- §1. Понятие и виды источников трудового права
- §2. Система и особенности источников трудового права
- §3. Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы
- §4. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Глава 3. Правоотношения в сфере труда
- §1. Понятие и виды правоотношений в сфере труда
- §2. Трудовые правоотношения
- §3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- §4. Общая характеристика правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- Глава 4. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
- §1. Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений
- §2. Стороны и представители сторон социального партнерства
- §3. Органы социального партнерства
- §4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора
- §5. Коллективные договоры
- §6. Соглашения как акты социального партнерства
- §7. Участие работников в управлении организацией
- Глава 5. Правовое регулирование занятости
- §1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации
- §2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного
- §3. Регистрация гражданина в качестве безработного
- §4. Трудоустройство. Подходящая работа
- §5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу
- §6. Организация общественных работ
- §7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости
- §8. Размер пособия по безработице
- §9. Сроки выплаты пособия по безработице
- §10. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
- Глава 6. Трудовой договор – основной институт трудового права: общие положения
- §1. Понятие и признаки трудового договора
- §2. Содержание трудового договора
- §3. Срочный трудовой договор
- §4.Совместительство и совмещение
- §5. Порядок заключения трудового договора
- Трудовая книжка
- §6. Персональные данные работника
- Глава 7.Изменение трудового договора
- §1. Понятие и виды изменений трудового договора
- §2. Понятие перевода на другую работу
- 4. Отличие перевода на другую работу от совмещения должностей
- §3. Виды переводов на другую работу
- §4. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, не являющееся переводом
- Глава 8. Прекращение трудового договора
- §1. Понятие, общие основания и порядок прекращения трудового договора
- §2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
- §3. Прекращение срочного трудового договора
- §4. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- §5. Общая характеристика расторжения трудового договора по инициативе работодателя
- §6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником виновных действий
- §7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виной работника
- §8. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон (ст. 83 тк рф)
- §9. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудового договора (ст. 84 тк рф)
- Глава 9. Рабочее время и время отдыха
- §1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- §2. Режим рабочего времени
- §3. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
- §4. Понятие и виды времени отдыха
- Рассмотрим все их более подробно. Перерывы в течение рабочего дня
- Еженедельный отдых
- Нерабочие праздничные дни
- §5. Понятие, виды и продолжительность отпусков
- §6. Порядок предоставления отпусков
- Глава 10. Правовое регулирование оплаты труда
- §1. Понятие и системы оплаты труда
- §2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
- §3. Расчет средней заработанной платы
- §5. Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных
- §6. Государственные гарантии по оплате труда работника
- Глава 11. Гарантии и компенсации работникам
- §1. Понятие и виды гарантий и компенсаций работникам
- §2. Гарантийные выплаты
- §3. Гарантийные доплаты
- §4. Компенсационные выплаты
- Глава 12. Правовое регулирование дисциплины труда
- §1. Понятие дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка
- §2. Поощрения работников
- §3. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников
- §4. Дисциплинарные взыскания
- §5. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий
- Глава 13. Охрана труда
- §1. Понятие и содержание охраны труда
- §2. Требования охраны труда
- §3. Правила охраны труда на вредных и опасных работах
- §4. Организация охраны труда
- §5. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Глава 14. Защита трудовых прав работников
- §1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
- §3. Самозащита трудовых прав
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
- §1. Понятие и виды материальной ответственности
- §2. Материальная ответственность работодателя перед работником
- §3. Материальная ответственность работника
- Глава 16. Индивидуальные трудовые споры
- §1. Понятие и виды трудовых споров
- §2. Понятие и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- §3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам
- §4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом
- §5. Особенности рассмотрения отдельных индивидуальных трудовых споров
- §6. Исполнение решений органов по разрешению индивидуальных трудовых споров
- Глава 17. Коллективные трудовые споры
- §1. Понятие коллективных трудовых споров
- §2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- §3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- §4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
- §5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
- §6. Объявление и проведение забастовки
- §7. Правовое положение работников в период проведения забастовки
- Глава 18. Международно-правовое регулирование труда
- §1. Понятие и источники международно-правового регулирования труда
- §2. Роль Международной организации труда в международно-правовом регулирования труда. Основные конвенции Международной организации труда
- 160 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 11 мая 2005 г. № 51-г05-5
- 171 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 14 октября 2005 г. № 5-в05-120