logo
Трудовое право для Нормы_07

§5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Особым способом разрешения коллективного трудового спора является забастовка. Право на забастовку признано Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37).

В современной практике международного регулирования труда сложилось понимание забастовки как действия, имеющего целью до­биться от работодателя (объединения работодателей) изменения уcловий труда или сохранения этих условий в неизмененном виде (если инициатором их изменения выступает работодатель). Забастовка рас­сматривается как часть коллективного трудового спора, в ходе кото­рой стороны спора продолжают его урегулирование в условиях проведения работниками акции силового давления на работодателей в допустимых законом формах223.

В то же время Рекомендация МОТ № 92 призывает воздерживаться от забастовок в течение всего времени ведения переговоров о примирении или рассмотрения конфликта органом, разрешающий трудовой кон­фликт (примирительную комиссию, трудовой арбитраж, посредника), так как в таком случае забастовка оказывается средством давления на этот орган.

Легальное определение забастовки дается в ТК РФ. Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ)224.

Следует иметь в виду, что не всякое прекращение исполнения работниками своих трудовых обязанностей является забастовкой, поскольку прекращение работы вне рамок разрешения коллективного спора может использоваться работниками и в поряд­ке самозащиты своих прав. Так, при рассмотрении дел о признании забастовок незаконными в связи с невыплатой (задержкой выплаты) заработной платы Верхов­ный Суд РФ отметил, что прекращение работы, вызванное нарушением права работников на своевременную оплату их труда, является коллективной защитой индивидуальных трудовых прав ра­ботников, в связи с чем не может быть признано незаконным. Требование выполнять ра­боту без соответствующей оплаты – принуждение к труду, а это за­прещено Конвенцией МОТ № 95 (действующей на территории РФ с 24 сентября 1952 г.), ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 КЗоТ Российской Федерации (в настоящее время ст. 4 ТК РФ Российской Федерации)225.

В соответствии с законом забастовки подразделяются на два вида: основные и предупредительные.

Предупредительная забастовка – это временное однократное прекращение работы не более чем на час. Цель организации такой забастовки – продемонстрировать серьезность намерений работников в отстаивании своей позиции в трудовом споре вплоть до проведения основной забастовки.

Проведение основной забастовки допускается после завершения обязатель­ных примирительных процедур либо при уклонении работодателя от участия в таких процедурах, а также при невыполнении им соглаше­ния, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора. Забастовка является очень серьезным средством борьбы за права и интересы работников. Негативные последствия от забастовки испытывает не только работодатель, но и сами работники, а в случае забастовок в крупных и социально значимых организациях, также государство и общество в целом. Поэтому забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора должна использоваться только в крайнем случае, если все остальные способы уже исчерпаны.

Право на забастовку, будучи ничем не ограниченно, может иметь разрушительные последствия для безопасности личности, общества и государства. В силу этого Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты подразделяют забастовки на законные и незаконные.

Забастовка может быть признана незаконной в случаях:

– ее проведения в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном по­ложении;

– ее проведения в нарушение требований о прохождении обязательной примирительной процедуры;

– ее объявления без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ;

– необеспечения в ходе забастовки минимума необходимых работ (услуг);

– ее проведения работниками, право которых на забастовку ограничено федеральным законом.

Последний случай следует рассмотреть более подробно. В соответствии со ст. 413 ТК РФ не допускаются забастовки в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях) непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Кроме этого право некоторых категорий работников на забастовку ограничивается и другими законодательными актами. Запрет на проведение забастовок, в частности, установлен в отношении:

– государственных гражданских служащих (п. 15 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.);

– муниципальных служащих (п. 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г.);

– работников организаций атомной энергии (ст. 39 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.);

– работников железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");

– авиационного персонала (ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г.)

– руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях");

– граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (ч. 2 ст. 21Федерального закона от 25 июля 2002 г. "Об альтернативной гражданской службе".

Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 17 мая 1995 г. в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой профсоюза летного состава Российской Федерации» постановил, что запрет забастовок на предприятиях и в орга­низациях гражданской авиации на основании одной лишь их принад­лежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. Таким образом, право на забастовку должно ограничиваться не для всех работников какой-либо отрасли, а лишь для тех категорий, прекращение работы которых реально может нанести существенный ущерб.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. также разъяснил, что при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

Решение о признании забастовки незаконной принимается вер­ховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Таким образом, законодательство устанавливает презумпцию законности забастовки. Признать объявленную или приводящуюся забастовку незаконной возможно только по решению суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить или не начинать забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного реше­ния суда органу, возглавляющему забастовку. Соответствующий орган обязан немедленно проинформировать участников забастовки о ре­шении суда.

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 15 дней, а начавшуюся – приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных инте­ресов Российской Федерации или отдельных территорий, Правитель­ство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соот­ветствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.