logo
Трудовое право для Нормы_07

§2. Роль Международной организации труда в международно-правовом регулирования труда. Основные конвенции Международной организации труда

Важнейшим источником международного трудового права являются акты Международной организации труда.

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 году на Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 году. В 1946 году МОТ приобрела статус специализированного учрежде­ния ООН. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария).

В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями:

– продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;

– создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;

– расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;

– укрепление трипартизма и социального диалога.

Эти цели достигаются следующими путями:

– разработка международных мер и программ по содействию осуществлению основных прав человека, улучшению условий труда и жизни и расширению возможностей для занятости;

– разработка международных трудовых норм (подкрепляющаяся уникальной системой контроля над их применением), которые служат в качестве руководящих принципов для национальных органов власти при реализации этих мер;

– всесторонняя программа международного технического сотрудничества, разрабатываемая и осуществляемая при активном партнерстве с учредителями в помощь странам при проведении в жизнь этих мер;

– подготовительная, учебная и издательская деятельность, способствующая реализации всех этих усилий.

Основополагающим принципом деятельности МОТ является трипартизм. Под этим термином понимается представительство в МОТ трех участников: правительств, предпринима­телей и трудящихся (профсоюзов). Таким образом, по замыслу созда­телей МОТ, достигается диалог между трудящимися и предпринимателями при посредстве пра­вительств.

На основе принципа трипартизма строится все руководство МОТ. Руководящие органы МОТ включают Генеральную конфе­ренцию представителей членов Организации и Административный совет. Генеральная конференция, включающая делегатов всех госу­дарств – членов МОТ, созывается на ежегодные сессии. Кроме того, могут проводиться и внеочередные (специальные) сессии. Каждое государство на этих сессиях представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от предпринимателей и профсоюзов.

На Генеральных конференциях определяются основные задачи и направления деятельности МОТ; утверждается программа и бюджет МОТ; разрабатываются конвенции и рекомендации по вопросам труда; осуществляется прием в члены МОТ новых государств; рассматриваются доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ.

Исполнительным органом МОТ является Административ­ный совет. Он состоит из 112 человек. 56 делегатов представля­ют правительства, 28 – предпринимателей и 28 – работников. Административный Совет избирается на три года. Если по какой-либо причине по истечении этого срока не будут произведены выборы, Административный Совет продолжает действовать до проведения выборов. Административный Совет назначает Генерального Директора, который осуществляет общее управление Международным бюро труда, постоянным органом МОТ, выполняющим функции ее секретариата..

Одним из главных направлений деятельности МОТ является нормотворчество. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии Международной конференцией труда конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы.

Юридическая сила конвенций и рекомендаций МОТ различна. Конвенции МОТ являются международно-правовыми соглашениями. Их особенность состоит в том, что они налагают обязанность не только на ратифицировавшие их государства, но и на остальные государства-члены МОТ.

В случае ратификации конвенции МОТ у государства возникает обязанность ее соблюдения. Для этого государство обязано в первую очередь внести изменения в национальное законодательство и регулярно информировать МОТ о мерах, принимаемых для реализации конвенции.

Если государство не ратифицировало конвенцию МОТ, оно все же обязано инфор­мировать МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифи­цированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

МОТ установила процедуру контроля для обеспечения применения конвенция в законодательстве и на практике. Она основана на объективной оценке независимыми экспертами порядка соблюдения обязательств и на изучении конкретных случаев трехсторонними органами МОТ. Предусмотрена также специальная процедура расследования жалоб на нарушение свободы объединения.

В отличие от конвенции, рекомендация МОТ не является международно-правовым договором и не имеет обязательной юридической силы. По сути, она представляет со­бой обращенное к государствам предложение вве­сти соответствующие нормы в национальное законодательство.

Устав МОТ содержит очень важное положение, в соответствии с которым принятие какой-либо конвенции или рекомендации не должны рассматриваться как затрагивающие какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают более благоприятные условия для заинтересованных трудящихся, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией (ст. 19).

В настоящее время МОТ приняты 185 конвенций и 195 рекомендаций. Они охватывают практически все аспекты трудового права и права в области социального обеспечения. СССР и Российской Федерацией были ратифицированы более 50 конвенций МОТ.

По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно класси­фицируются по следующим группам:

акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;

акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безрабо­тицы;

акты, регулирующие условия труда;

акты по безопасности и гигиене труда;

акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышен­ной правовой защите;

акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;

акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, ра­ботодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов229.

Наиболее важными конвенциями МОТ являются следующие.

Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930 год)

Предусматривает запрещение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы и труд при чрезвычайных обстоятельствах - во время войны, при пожаре, землетрясениях.

Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 год)

Предусматривает защиту от любых дискриминационных действий, направленных против профсоюзов, защиту организаций трудящихся и работодателей от любых актов вмешательства со стороны друг друга и меры по поощрению процедуры ведения коллективных переговоров.

Конвенция о равном вознаграждении (1951 год)

Призывает устанавливать равную плату и пособия мужчинам и женщинам за труд равной ценности.

Конвенция об упразднении принудительного труда (1957 год)

Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 год)

С целью установления равенства возможностей и обращения призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национального или социального происхождения.

Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (1973 год)

Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999 год)

Призывает к принятию немедленных и эффективных мер с целью запрещения и устранения нетерпимых форм детского труда, включая рабство и аналогичную практику, принудительную вербовку для использования в вооруженных конфликтах, для занятия проституцией или в целях порнографии, для какой-либо незаконной деятельности, а также работы, которая может причинить вред здоровью, безопасности и нравственности детей.

Наиболее важным, основополагающим актом МОТ в сфере труда является Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г. Данная Декларация устанавливает, что все государства-члены МОТ, даже если они не ратифицировали Конвенции МОТ, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в данной Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

– свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

– упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

– действенное запрещение детского труда;

– недопущение дискриминации в области труда и занятости.

В соответствии с этой же Декларацией МОТ взяла на себя обязательство оказывать своим государствам-членам содействие в удовлетворении установленных и высказанных ими нужд, используя в полной мере для достижения этих целей все свои уставные, практические и бюджетные ресурсы, в том числе посредством привлечения внешних ресурсов и поддержки, а также поощряя другие международные организации к оказанию поддержки этим усилиям:

– посредством предоставления технического сотрудничества и услуг консультационного характера, способствующих ратификации и применению основополагающих Конвенций;

– посредством оказания содействия тем государствам-членам, которые пока не могут ратифицировать все эти Конвенции или некоторые из них, в их усилиях по соблюдению, содействию применению и претворению в жизнь принципов, касающихся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций;

– посредством предоставления государствам-членам помощи в их усилиях по созданию условий, благоприятствующих экономическому и социальному развитию.

В связи с этим следует отметить, что проект ТК РФ Российской Федерации разрабатывался при участии Международной организации труда.

1Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации"

2 Справедливости ради нужно отметить, что договором подряда может быть предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов.

3Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"

4Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 05.12.2011) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

5 См.: Абалдуев В. А. Предмет и сфера действия трудового права России: теоретические начала и законодательное воплощение // Правовое регулирование труда в современной России: общие положения, отраслевые институты, эффективность реализации права / отв. ред. В. А. Абалдуев. Саратов, 2007. С. 79.

6 См.: Петров Д. Е. Отрасль права. Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 105.

7 См.: Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина. М.: ОАО «Издательский Дом “Городец”», 2003.

8См.:Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 65.

9 Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.

10Трудовое право России: Учебник / под ред. А.М. Куренного – М.: "Юристъ", 2004

11Подробнее см об этом.: Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. С. 79—103; Лушникова М. В., Лушников А. М. Развитие науки российского трудового права на рубеже XIX—XX веков // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий. Ч. 1. СПб., 2001. С. 5—17.

12См.: Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Книга первая / под ред. В.М. Лебедева – М.: "Статут", 2007.

13См.: Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2004. С. 515.

14Там же.

15 См.: Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Теория государства и права. Курс лекций. Саратов, 2002. С. 144; Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 422.

16 Чуча С.Ю. Социальное партнерство в регионах России: некоторые проблемы правового регулирования // http://chucha.omskarbitr.ru/p314.htm

17 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Я. Ананьевой. – М., 2002. С. 61.

18 Митрохин В.И. Социальное партнерство. М., 1998. С. 121.

19 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Я. Ананьевой. М., 2007. С. 65-67.

20 Не ратифицирована РФ.

21Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"

22Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" (принят ГД ФС РФ 02.04.1999)

23 Акопова Е.М. Еремина С.М. Комментарии к законодательству о коллективных договорах. Ростов-н/Д. 1995. С. 224.

24 Акопова Е.М. Еремина С.М. Комментарии к законодательству о коллективных договорах. Ростов-на-Дону. 1995. С. 224.

25Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (заключено 29.12.2010, протокол № 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) // Российская газета. 2011. № 1.

26Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. 5-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009.

27Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".

28Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)

29 Эта конвенция не была ратифицирована Российской федерацией.

30Постановление Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 (ред. от 08.02.2001) "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2000 N 2135)

31Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год" // СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6511.

32 Документ официально опубликован не был. См., правовую систему КонсультантПлюс.

33 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2005 N А13-4118/2005-11 // СПС КонсультантПлюс.

34 Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2008 N Ф09-5783/08-С2 по делу N А71-10321/07 // СПС КонсультантПлюс.

35 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2005 N А42-6525/03-16 // СПС КонсультантПлюс.

36 Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.09.2008 N А33-3511/08-Ф02-4255/08 по делу N А33-3511/08 // СПС КонсультантПлюс.

37 Постановление ФАС ЗСО от 11.12.2006 № Ф04-8292/2006(29245-А45-42) по делу № А45-10543/06-52/297 // СПС КонсультантПлюс.

38Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Орловского Ю.П. М. ИНФРА-М. 2009.

39Щур-Труханович Л.В.Содержание трудового договора в условиях нового правового регулирования / Правовая система КонсультантПлюс. 2006.

40Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ Российской Федерации". // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004 г. N 6.

41Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Орловского Ю.П. М. ИНФРА-М. 2006.

42Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. М. 2004.

43Глебов В.Г. Ученический договор: монография. М. Юрист. 2006.

44Миронов В.И. Экспертное заключение №7. Правовые последствия заключения срочного трудового договора наступают после увольнения работника по п. 2 ст. 77 ТК РФ, с этого же времени следует исчислять срок для обжалования действий работодателя по заключению срочного трудового договора // Трудовое право. 2007. N 4.

45Ершова Е.А. Спорные теоретические и практические правовые вопросы заключения трудового договора // Трудовое право. 2007. № 3.

46Приказ МВД РФ от 07.11.2011 N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" // Российская газета. 2012. № 2.

47Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 г. N 207/30-3/и "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров" // Здравоохранение. 2003. N 3.

48Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., Юристъ. 2005.

49http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010001

50 http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010001

51 http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200702020002

52Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 19.05.2008) "О трудовых книжках" (вместе с "Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей")

53Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2003 N 5219)

54Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 455.

55См. например: Пашерстник А.Е. Право на труд. М., 1951. С. 41; Боровская Е.И. Перевод на другую работу. М., 1963. С. 5; Ставцева А.И. Правовые вопросы перераспределения трудовых ресурсов. М., 1974. С. 102; Гончарова Г.С. Переводы и перемещения по судебной практике. Харьков, 1982. С. 21-22; Лившиц Р.З, Чубайс Б.М. Трудовой договор. М., 1986. С. 41; и др.

56Обобщение судебной практики по индивидуальным трудовым спорам, рассмотренным судами городов Москвы, Воронежа и Пензы в 2002–2004 годах // http://www.oshl-eu.ru/Old%20Web/txt/text_new/An10_2r.doc

57Конвенция Международной организации труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919–1956. Т. 1. Женева: Международное бюро труда, 1991.

58Справедливости ради надо отметить, что отдельные специалисты несоответствие принудительного перевода на нижестоящую должность указанной Конвенции отрицают. Так, например, А.А. Гришковец считает, что в силу специфики труда государственных служащих эта Конвенция на них не распространяется (см.Гришковец А. А.Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 151. Однако каких-либо доводов в обоснование такой позиции он не приводит. Между тем по прямому указанию ст. 2 Конвенции из сферы ее действия исключается лишь военная служба.

59Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., ИНФРА-М, 2004.

60Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. В.И. Шкатуллы. – М.: Норма, 2006.

61Постановление президиума Московского областного суда от 11 мая 2005 г. № 278

62 Извлечение из обзора судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №10.

63В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применительно к временным переводам гражданских служащих используется понятие «служебной необходимости»

64Сейчас аналогичные нормы содержатся в ст. 72.2 ТК РФ.

65Бюллетень Верховного Суда СССР. 1980. № 6. С. 8

66Пример взят из статьи: Мелешко Н. О проблемах правоприменительной практики по делам об изменении трудового договора // Российская юстиция. 1997. № 6.

67Там же.

68 http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010002

69Ставцева А.И. Правовые вопросы перераспределения трудовых ресурсов. М., 1974. С. 141.

70Черноморченко Н.П. Субъекты советского трудового права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1968. С. 11-12.

71Бахнов М.С. Переводы на другую работу, Трудовое право. 1997. № 1. С. 75.

72Гончарова Г.С. Переводы и перемещения по судебной практике. Харьков, 1982. С. 99.

73Нестерова Т. Изменение трудового договора // Законность. 2006. № 7.

74Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). М., 2004.

75Бюллетень Верховного Суда РФ. 1991. № 11.

76См.: Архипов В.В. Изменение условий трудового договора как способ увольнения // Адвокат. 2007. № 2.

77Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., 2005.

78Семенова Е. О дате прогула // ЭЖ-Юрист. 2006. N 9.

79Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Орловского Ю.П. М. ИНФРА-М. 2006.

80Захаров А.В. Прекращение трудового договора по соглашению сторон // Право и экономика. 2007. № 4.

81Захаров А.В. Прекращение трудового договора по соглашению сторон // Право и экономика. 2007. N 4.

82Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М. Юристъ. 2005.

83Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М. Юристъ. 2005.

84Захаров А.В. Прекращение трудового договора по соглашению сторон // Право и экономика. 2007. N 4.

85Ершова Е.А. Расторжение трудового джоговора по инициативе работника // Трудовое право. 2007. N 3.

86Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М. Юристъ. 2005.

87Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М. Юристъ. 2005.

88Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Орловского Ю.П. М. ИНФРА-М. 2006.

89Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М. Юристъ. 2005.

90Ершова Е.А. Заключение срочного трудового договора // Трудовое право. 2007. № 2.

91Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ Российской Федерации". // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004 г. N 6.

92Определение Верховного Суда РФ N 46-В02-33/34 от 09.12.2002.

93http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010002

94http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010002

95Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ Российской Федерации". // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004 г. N 6.

96См.; Ершова Е.А. Расторжение трудового договора по инициативе работника // Трудовое право. 2007. N 3.

97См.: Ершова Е.А. Расторжение трудового договора по инициативе работника // Трудовое право. 2007. № 3.

98Абрамова О.В. Трудовые споры в связи с увольнением работника по собственному желанию // Комментарий судебной практики. Выпуск 10 / под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2004. С. 94 - 99.

99Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М. Юристъ. 2005.

100Гаврилина А.К. Трудовые споры работников об отмене дисциплинарного взыскания // Комментарий судебной практики. Выпуск 9 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2004. С. 73 - 84.

101 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.

102Гаврилина А.К. Трудовые споры работников об отмене дисциплинарного взыскания / Комментарий судебной практики. Выпуск 9 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М. Юридическая литература. 2004.

103Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник / Журнал "Управление персоналом". 2005.

104См.: БВС РФ. 2004. N 2. С. 4.

105Семенова Е. Обоснованность увольнения важно доказать // ЭЖ-Юрист. 2005. N 30.

106Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. Журнал "Управление персоналом". 2005.

107Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. М.: Журнал "Управление персоналом". 2005.

108Кунин Л. Увольнение за пьянство // ЭЖ-Юрист. 2006. N 48.

109См.; Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л. Новый порядок отстранения работников от работы: механизм и проблемы применения // Правовая система КонсультантПлюс. 2007

110Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система КонсультантПлюс. 2005

111Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система онсультантПлюс. 2005

112См.; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» / Правовая система КонсультантПлюс. 2005.

113См., например: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2000. С. 386; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 290.

114Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ // СЗ РФ 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3451.

115Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2002 N 51-Г02-47 // Правовая система КонсультантПлюс.

116Некоторые вопросы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 6.

117Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система КонсультантПлюс. 2005

118http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010004

119Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Орловского Ю.П. М. ИНФРА-М. 2006.

120http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010004

121Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2006 N 78-В06-39 // Правовая система КонсультантПлюс.

122Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 24.03.2003.N 12.

123http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010005

124Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2006 N 5-В06-131 // Правовая система КонсультантПлюс.

125Захаров А.В. Увольнение в связи с утратой доверия: основания и последствия // Право и экономика. 2007. N 4.

126Бочарникова М.А. Особенности расторжения трудового договора с педагогическими работниками // Комментарий судебной практики. Выпуск 10 / под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2004. С. 99 - 110.

127http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200301010005

128http://www.oblsud.tsl.ru/ob/ob17.HTM

129Гончарова М.А. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей и главного бухгалтера организации // Налоги. 2007. N 4.

130Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002. С. 535.

131http://www.oblsud.tsl.ru/ob/ob17.HTM

132См.; Ершова Е.А. Расторжение трудового договора по пунктам 1 и 2 ст. 81 ТК РФ // Российский судья. 2005.N10.

133См.; Ершова Е.А. Указ. соч.

134См.; Ершова Е.А. Указ. соч.

135http://www.oblsud.tsl.ru/ob/ob17.HTM

136 http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200702020002

137 http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/200702020002

138Щур-Труханович Л.В. Положение об аттестации персонала: юридические тонкости // КонсультантПлюс. 2006.

139Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. Журнал "Управление персоналом". 2005.

140Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российскеоой Федерации. М., Юристъ. 2005.

141Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник / Журнал "Управление персоналом". 2005.

142Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система КонсультантПлюс. 2005

143Покровская М.М., Строгович Ю.Н., Щур Д.Л. Увольнение: консультации по сложным вопросам // Кадры предприятия. 2005. N 1.

144Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., Юристъ. 2005.

145Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" // СЗ РФ 2003. N 16. Ст. 1539.

146СЗ РФ 2006. N 9. Ст. 1018.

147Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" // Российская газета. N 63, 26.03.2010.

148Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник / Журнал "Управление персоналом". 2005.

149Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

150Определение Верховного Суда РФ N 35-Г04-5 от 13.04.2004 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 10.

151СЗ РФ 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 34.

152Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года от 01.03.2006 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006., N 5.

153Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система КонсультантПлюс. 2005

154Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система КонсультантПлюс. 2005

155Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л.Увольнение по всем статьям. Практическое пособие // Правовая система КонсультантПлюс. 2005

156Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ Российской Федерации"

157Приказ Росфиннадзора от 02.06.2005 N 161 (ред. от 08.08.2005) "О дополнительных оплачиваемых отпусках за ненормированный служебный (рабочий) день"

158Приказ Росэнерго от 21.01.2008 N 9 "О продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков за ненормированный рабочий день в центральном аппарате Федерального агентства по энергетике"

159 Трудовое право / Отв. ред. О.В. Смирнов. – М., 2001. С. 248.