§4. Организация охраны труда
Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда206, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, например Законом Саратовской области от 29.07.2009 № 103-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда"207 органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы государственные полномочия по государственному управлению охраной труда:
по организации проведения на территории муниципальных районов и городских округов области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
по организации проведения на территории муниципальных районов и городских округов области аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов и городских округов области.
В целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т.п. может государственными органами проводиться государственная экспертиза условий труда.
Работодатели, осуществляющие производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создавать у себя службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Действующие в настоящее время Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утверждены постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14208.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Кроме того, в организациях по инициативе работодателя или по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
- Трудовое право
- Содержание:
- Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- §1. Предмет трудового права
- §2. Метод трудового права
- §3. Принципы трудового права
- §4. Система трудового права
- §5. Разграничение трудового права со смежными отраслями права
- §6. Трудовое право как наука и как учебная дисциплина
- Глава 2. Источники трудового права
- §1. Понятие и виды источников трудового права
- §2. Система и особенности источников трудового права
- §3. Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы
- §4. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Глава 3. Правоотношения в сфере труда
- §1. Понятие и виды правоотношений в сфере труда
- §2. Трудовые правоотношения
- §3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- §4. Общая характеристика правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- Глава 4. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
- §1. Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений
- §2. Стороны и представители сторон социального партнерства
- §3. Органы социального партнерства
- §4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора
- §5. Коллективные договоры
- §6. Соглашения как акты социального партнерства
- §7. Участие работников в управлении организацией
- Глава 5. Правовое регулирование занятости
- §1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации
- §2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного
- §3. Регистрация гражданина в качестве безработного
- §4. Трудоустройство. Подходящая работа
- §5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу
- §6. Организация общественных работ
- §7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости
- §8. Размер пособия по безработице
- §9. Сроки выплаты пособия по безработице
- §10. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
- Глава 6. Трудовой договор – основной институт трудового права: общие положения
- §1. Понятие и признаки трудового договора
- §2. Содержание трудового договора
- §3. Срочный трудовой договор
- §4.Совместительство и совмещение
- §5. Порядок заключения трудового договора
- Трудовая книжка
- §6. Персональные данные работника
- Глава 7.Изменение трудового договора
- §1. Понятие и виды изменений трудового договора
- §2. Понятие перевода на другую работу
- 4. Отличие перевода на другую работу от совмещения должностей
- §3. Виды переводов на другую работу
- §4. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, не являющееся переводом
- Глава 8. Прекращение трудового договора
- §1. Понятие, общие основания и порядок прекращения трудового договора
- §2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
- §3. Прекращение срочного трудового договора
- §4. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- §5. Общая характеристика расторжения трудового договора по инициативе работодателя
- §6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником виновных действий
- §7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виной работника
- §8. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон (ст. 83 тк рф)
- §9. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудового договора (ст. 84 тк рф)
- Глава 9. Рабочее время и время отдыха
- §1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- §2. Режим рабочего времени
- §3. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
- §4. Понятие и виды времени отдыха
- Рассмотрим все их более подробно. Перерывы в течение рабочего дня
- Еженедельный отдых
- Нерабочие праздничные дни
- §5. Понятие, виды и продолжительность отпусков
- §6. Порядок предоставления отпусков
- Глава 10. Правовое регулирование оплаты труда
- §1. Понятие и системы оплаты труда
- §2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
- §3. Расчет средней заработанной платы
- §5. Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных
- §6. Государственные гарантии по оплате труда работника
- Глава 11. Гарантии и компенсации работникам
- §1. Понятие и виды гарантий и компенсаций работникам
- §2. Гарантийные выплаты
- §3. Гарантийные доплаты
- §4. Компенсационные выплаты
- Глава 12. Правовое регулирование дисциплины труда
- §1. Понятие дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка
- §2. Поощрения работников
- §3. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников
- §4. Дисциплинарные взыскания
- §5. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий
- Глава 13. Охрана труда
- §1. Понятие и содержание охраны труда
- §2. Требования охраны труда
- §3. Правила охраны труда на вредных и опасных работах
- §4. Организация охраны труда
- §5. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Глава 14. Защита трудовых прав работников
- §1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
- §3. Самозащита трудовых прав
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
- §1. Понятие и виды материальной ответственности
- §2. Материальная ответственность работодателя перед работником
- §3. Материальная ответственность работника
- Глава 16. Индивидуальные трудовые споры
- §1. Понятие и виды трудовых споров
- §2. Понятие и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- §3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам
- §4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом
- §5. Особенности рассмотрения отдельных индивидуальных трудовых споров
- §6. Исполнение решений органов по разрешению индивидуальных трудовых споров
- Глава 17. Коллективные трудовые споры
- §1. Понятие коллективных трудовых споров
- §2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- §3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- §4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
- §5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
- §6. Объявление и проведение забастовки
- §7. Правовое положение работников в период проведения забастовки
- Глава 18. Международно-правовое регулирование труда
- §1. Понятие и источники международно-правового регулирования труда
- §2. Роль Международной организации труда в международно-правовом регулирования труда. Основные конвенции Международной организации труда
- 160 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 11 мая 2005 г. № 51-г05-5
- 171 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 14 октября 2005 г. № 5-в05-120