logo
Трудовое право для Нормы_07

§1. Понятие и виды трудовых споров

Работодатель и работник являются субъектами трудовых правоотношений, чьи интересы часто могут не совпадать. Причины этого носят вполне объективный характер: работода­тель всегда заинтересован в том, чтобы работник больше рабо­тал и меньше получал, работник же заинтересован в обратном – меньше работать и больше получать. Нередко это ведет к возникновению конфликтов между данными сторонами.

Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотно­шений, которыми являются работодатель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе существования трудового правоотношения. Они могут предшествовать трудовому правоотношению, возникать в пе­риод его действия или приходят ему на смену. При этом конфликт далеко не всегда может считаться синонимом правового термина «трудовой спор».

Дело в том, что многие трудовые конфликты могут существовать в организации годами, практически никак не проявляясь вовне, либо получать разрешение путем договоренностей между работодателем и работником. На практике, нередко, работники, даже имея вполне обоснованные претензии к работодателю, избегают обращений в органы по рассмотре­нию трудовых споров, так как, даже в случае разрешения конфликта в их пользу, опасаются последующих санкций со стороны работодателя. Поэтому многие работники ча­ще всего отказываются выносить возникающие между ними и работодателями разногласия на рассмотрение органов, уполно­моченных государством разрешать трудовые споры.

И лишь, если стороны, не желающие мириться с существующим положением, не сумев разрешить проблему путем взаимных уступок, обращаются для ее разрешения в специальные органы, – трудовой конфликт переходит в стадию трудового спора.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения закреплено в Конституции РФ (ч. 4 ст. 37). Закрепление этого права является важнейшей га­рантией соблюдения трудовых прав работающих граждан.

Трудовые споры можно классифицировать на виды по различным основаниям.

I. По субъектному составу выделяют:

– индивидуальные трудовые споры;

– коллективные трудовые споры.

Субъектом индивидуального спора, противостоящим работодателю, является определенный работник или гражданин, изъявивший желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого до­говора. Субъектами коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, являются представители работников, заявляющие требования по поводу установ­ления и изменения условий труда, заклю­чения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нор­мы трудового права.

II. По характеры разногласий выделяют:

– исковые трудовые споры;

– неисковые трудовые споры;

К спорам искового характера относятся разно­гласия, возникающие в связи с применением установленных законами и иными нор­мативными правовыми актами и индивидуальными договора­ми условий труда. В ходе исковых трудовых споров работник добивается признания за ним конкретного права. Споры искового характера, как правило, индивиду­альны.

К спорам неискового характера относят разно­гласия, возникающие в связи с изменением действующих или уста­новлением новых условий труда. Неисковый характер имеют все коллективные трудовые споры, в связи с чем они разрешаются в особой про­цессуальной форме.