logo search
Учебник (УГиМИ)

14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества

Муниципальная собственность - собственность муниципально­го образования (средства местного бюджета муниципальные вне­бюджетные фонды имущество органов местного самоуправления муниципальные земли природные ресурсы, находящиеся в муни­ципальной собственности муниципальные предприятия и органи­зации муниципальные банки и другие финансово-кредитные ор­ганизации муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования здравоохранения культуры и спорта другое движимое и недвижимое имущество);

Муниципальное управление - организующее и регулирующее воздействие органов местного самоуправления на жизнедеятель­ность населения городских и сельских поселений в целях ее упо­рядочения и воспроизводства опирающееся на их властную силу;

В состав муниципальной собственности, как правило, входят предприятия жилищно-коммунального комплекса учреждения об­разования, здравоохранения, культуры, спорта, жилой фонд и нежилые помещения.

Конкретный состав муниципального недвижимого имущества, установленный Федеральным законом 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями):

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Городские округа и муниципальные районы могут также иметь в собственности недвижимое имущество, переданное органами государственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий (например, объекты социального обслуживания населения, транспортные средства и т.п.).

Согласно статье 130 Главы 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы самоуправления в свою очередь возлагают обязанность по учету муниципального имущества на комитеты по управлению муниципальным имуществом (КУМИ). Именно комитеты ведут перечень всех объектов, на которые распространяется право собственности конкретного муниципального образования.

Современные изменения в законодательстве направлены на ограничение перечня недвижимого имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, на исключение из него объектов, используемых в коммерческих целях (для пополнения доходов бюджета). В частности, не предусматривается существование муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений, упоминавшихся в Федеральном законе 1995 года. Одна часть недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Эффективное управление муниципальным имуществом обеспечивает качественное оказание муниципальных услуг.

Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (положения). Наиболее типичные из них представлены на рисунке 3:

Рисунок 3. муниципальные правовые акты по вопросам управления имуществом

Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой для всей страны классификации, методологической основе и программной базе. Для организации учета и управления муниципальным имуществом в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (далее - комитет) или иной орган.