logo
Учебник (УГиМИ)

10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации

С юридической точки зрения, национализация - случай принудительного изъятия имущества у частного собственника. В связи с тем, что принцип защиты различных форм собственности, в том числе и частной собственности, составляет одну из основ конституционного строя современных государств.

Как правило, в конституциях устанавливается ряд обязательных условий национализации в современном демократическом государстве: проведение её исключительно на основе закона, в общественных (общих, национальных, публичных, и др.) интересах, с выплатой обязательной соответствующей компенсации собственнику, а также судебный порядок возмещения стоимости имущества при спорах. основной целью конституционного закрепления порядка является защита от произвольного огосударствления и экспроприации имущества у добросовестного собственника.

Примеры:

-Согласно п. 3 ст. 14 Основного закона ФРГ 1949 года, отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции.

-Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Польша 1997 года, лишение имущества допустимо только тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение.

-Особенно интересны положения Конституции Греции 1975 года о национализации, так как они сформулированы предельно конкретно, четко, и практически не требуют дополнительной конкретизации в законодательстве. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции, никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, когда и как это определено законом, и во всяком случае при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации. Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении собственности, во внимание не принимается.

В соответствии с п. 4 данной статьи, компенсация всегда назначается гражданским судом. До момента выплаты компенсации владелец сохраняет все права, и конфискация собственности не допускается. Компенсация как таковая не облагается никакими налогами, вычетами или сборами. Закон определяет случаи обязательного возмещения утраченного лицам, имеющим право на компенсацию дохода с отчуждаемой недвижимой собственности вплоть до момента выплаты компенсации.

Как видно из приведенных примеров конституционного регулирования порядка национализации, проведение национализации предполагает принятие либо отдельных законов о национализации конкретных объектов права частной собственности (например, в Великобритании были приняты: Акт о национализации угольной промышленности 1946 года, Акт о Банке Англии 1946 года, Акт о железе и стали 1967 года, и т.п.), либо сначала общего закона, регулирующего порядок национализации и характер возмещения, а на его основе и в соответствии с ним - законодательных актов о национализации конкретных объектов права частной собственности. В любом случае законы о национализации обычно принимаются одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть госбюджета - источника выплаты компенсации собственникам подлежащего национализации имущества.

Одной из ключевых и наиболее сложных проблем национализации является определение размеров и порядка возмещения частным собственникам стоимости национализируемых объектов. При национализации частной собственности размеры возмещения логично определять, исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые возникают у собственников в результате национализации. При возмещении убытков допустима также компенсация упущенной выгоды владельцам частной собственности, подлежащей переходу в государственную (применялась, например, при национализации в Великобритании).

Формы возмещения:

-в валюте (в соответствии с законодательством страны);

-в виде государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательными нормами о национализации.

Варианты оформления зарубежных национализированных предприятий:

1 группа- образуют несамостоятельные публично-правовые предприятия. Характерно полное отсутствие автономии, когда органы управления ими являются «продолжением» иерархической лестницы курирующих министерств или ведомств. Финансы формируются на принципах брутто-бюджета (вся смета доходов и расходов предприятия строго включается в государственный или местный бюджеты) или нетто-бюджета (предприятие имеет самостоятельный бюджет, а в государственный или местный бюджеты включается только чистый результат хозяйственной деятельности: положительное сальдо поступает в доходную часть, а отрицательное - в расходную.).

2 группа - самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. Они отделены от центральных государственных и местных органов управления на основании специальных законов, определяющих их статус. как правило, имеют собственный капитал, функционируют на основе экономического расчета, пользуются определенной автономией при решении финансовых и кадровых вопросов. Но есть ограничения: невозможность самостоятельно устанавливать цены и тарифы на услуги, осуществлять капитальные вложения за границей, заключать крупные контракты и др.;

3 группа- предприятия, действующие в рамках частного права. Они создаются преимущественно в форме акционерного общества, капитал которого либо целиком принадлежит государству, либо последнее обладает контрольным пакетом акций.