9.4.Приватизация в странах Азии
Китай
Китай начал приватизировать государственные предприятия в начале 1990-х гг. с целью внедрения современных методов управления в государственном секторе. При этом самого слова «приватизация» усиленно старались избегать, предпочитая ему использование таких терминов как «корпоратизирование» или «трансформация собственности». К 2000 году более 800 национальных предприятий были преобразованы в акционерные компании, акции которых торгуются на фондовой бирже. Ряд предприятий были преобразованы в закрытые акционерные общества или в общества с ограниченной ответственностью. Несмотря на реформирование, многие компании до сих пор придерживаются старых методов работы. Так, на многих реформированных предприятиях председатель совета директоров и генеральный директор по-прежнему назначаются соответствующими госорганами. Государству принадлежит более 50% акций китайских акционерных компаний.
Все компании приватизируются путем предложения государственных пакетов их акций или части оных на фондовых биржах – Гонконга, США и других регионов. С 1992 года, когда акции китайских компаний стали выводиться на биржи, приватизация «по-китайски» принесла правительству более 72 млрд. долл. В 2003 было официально объявлено, что в связи с бурным развитием экономики темпы приватизации будут ускорены, так как государство уже может себе позволить уменьшить контроль над промышленностью страны и другими сферами, где наблюдалась концентрация государственной собственности.
Крупнейшей приватизационной сделкой в истории Китая стало размещение пакета акций одного из четырех ведущих государственных банков страны – Строительного банка Китая (China Construction Bank Corporation) в октябре 2005 года, от которого китайские власти получили 8 млрд долл. Это размещение акций стало вдобавок крупнейшим подобным выводом компании на биржу в мире за последние четыре года. При этом спрос на китайские акции в 42 раза превысил предложение. В 2003 свои акции на биржу вывела китайская страховая компания China Life Insurance. Заработала она на этом почти 3,5 млрд долл., при этом спрос на акции при их размещении превысил предложение в 27 раз.
В целом, акции китайских компаний, которые постепенно становятся доступными иностранным инвесторам, пользуются таким бешеным спросом за счет уверенность инвесторов в перспективах развития китайского рынка, что сразу же сильно растут в цене и увеличивают стоимость самих компаний.
Телекоммуникационный рынок контролируют компании China Mobile (отделившаяся от China Telecom) и China Unicom, которые находятся под государственным контролем, правда, акции второй торгуются на биржах Китая, Гонконга и США. Общий объем рынка телекоммуникационных услуг в Китае оценивается 32 млрд долл.
Фактически, в Китае, в отличие от большинства стран с переходной экономикой на европейском континенте, произошел обратный процесс – не приватизацию рассматривали как средство для подъема экономики и усиления ее конкурентоспособности и эффективности, а наоборот, государство усилило конкурентоспособность и эффективность экономики, коммерциализировало предприятие (то есть, меняло способ его деятельности, помогая ему стать прибыльным, а не меняло владельца), после чего начало медленно и постепенно уменьшать свое присутствие и свое влияние на экономические процессы. Бурное развитие экономики Китая показывает, что подобная стратегия оказалась более успешной.
Япония
Первый этап приватизации госсобственности в Стране восходящего солнца прошел в 1980-х годах – тогда были частично приватизированы ряд крупных государственных предприятий, такие как Корпорация государственных железных дорог Японии, Государственная телефонно-телеграфная компания, государственные алкогольная и табачная монополии, государственная авиакомпания JAL. Последняя была полностью приватизирована в 1987 году, все акции компании были проданы на бирже. В эти годы приватизация помогала стране уменьшать бюджетный дефицит, накопившийся еще в 1970-х гг. во время нефтяных кризисов.
Если обратиться к условиям, на фоне которых развернулись процессы дерегулирования и приватизации в этой стране, то, во-первых, следует отметить необходимость «удешевить» государственное управление; уменьшить раздутые бюджетные субсидии и административные расходы; повысить эффективность в отраслях, находящихся под чрезмерной опекой и контролем правительства; добиться общего оживления экономики.
Во-вторых, начиная с 70-х годов наблюдается стремительное развитие новой техники и технологии, в первую очередь, в сфере информатики и других областях. В результате сформировалась техническая основа для проникновения новых компаний в отрасли, бывшие ранее сферой естественной монополии или олигополии.
В-третьих, начиная с 70-х годов интенсифицировались международные связи в таких формах, как перемещение людей, товаров, капиталов и информации, и еще яснее стала необходимость устранения препятствующих этому правительственных ограничений в рамках отдельных стран.
В этих условиях в Японии в 80-е годы были созданы органы, подчиненные непосредственно премьер-министру: Временная комиссия по делам администрации Временный совет по осуществлению административной реформы и Новый совет по проведению административной реформы, которые разработали смелые предложения по приватизации государственных предприятий и ослаблению прямого регулирования.
Приватизация государственных компаний ставила своей главной целью повышение эффективности.
Руководство крупнейших государственных предприятий в поисках путей повышения эффективности решало следующие задачи:
• добиться того, чтобы самостоятельно определять размеры вознаграждения своих сотрудников и формировать у них стимулы к труду;
• получить право свободно действовать в других сферах и переводить в них своих постоянных работников.
Эти задачи можно было реализовать в результате приватизации.
Среди методов приватизации можно выделить: создание системы самостоятельных подразделений, которая расширила сеть реализации; проникновение в новые сферы бизнеса, создание дочерних предприятий, разделение информационной службы; освоение новых видов услуг; снижение издержек, принятие принципа вознаграждения по способностям.
Особое внимание следует обратить на методы приватизации, связанные со снижением издержек. Они характеризовались сокращением персонала, повышением эффективности капитальных вложений, закупок оборудования и материалов, мобилизацией финансовых средств, а также рационализацией неприбыльных подразделений. Эти преобразования явились результатом повышения внутренней заинтересованности после приватизации. Сейчас трудно дать всестороннюю оценку проведенной приватизации, поскольку, несмотря на усилия по повышению эффективности, сохраняется еще много нерешенных задач, но можно с уверенностью сказать, что она уже принесла хорошие плоды.
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь