21.1. Понятие и экономическая сущность санации
Санация – это комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства предприятия, улучшение его финансового положения, а также повышение конкурентоспособности. Санацию можно назвать реорганизационной процедурой. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления платежеспособности должника. Существует три случая, когда проводится санация:
в случае, если кредиторы еще не возбудили дело о банкротстве. При этом предприятие по своей инициативе прибегает к внешней помощи, пытаясь самостоятельно найти выход из сложившейся кризисной ситуации;
в случае, если само предприятие обращается в арбитражный суд, заявляя о банкротстве и предлагая условия санации;
в случае, если решение о санации выносится арбитражным судом для удовлетворения требований предприятия-должника и кредиторов.
Два последних случая предполагают осуществление санации в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга. Более широкий выбор форм имеет санация, которая инициируется самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В таком случае она носит предупредительный характер, в полной мере согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Санация, инициируемая предприятием, представляет сложный процесс, требующий эффективного финансового управления на всех стадиях его осуществления. Можно выделить основные этапы, по которым осуществляется такое управление.
Первый этап – определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.
Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние продолжает обостряться.
Возможность проведения санации определяется выходом из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. И если по результатам объективной оценке такая перспектива имеется, то санация, которую инициирует предприятие, имеет шансы на успех.
Второй этап – обоснование концепции санации. Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, при этом определяет ее предстоящие направления и формы.
Методами санации являются:
сокращение акционерного капитала с помощью выпуска новых акций, а также при обмене их на большее количество старых;
предоставление субсидий правительством;
льготные займы;
предоставление льгот по налогообложению;
национализация предприятий и др.
В зависимости от глубины кризиса на предприятии, а также в связи с условиями предоставленной внешней помощи, существует санация предприятия двух видов, каждая из которых имеет ряд форм:
Санация предприятия, которая направлена на реорганизацию долга. При этом статус юридического лица предприятия остается неизменным. Она призвана помочь устранению неплатежеспособности. Этот тип санации осуществим в том случае, если кризисное состояние предприятия признано временным:
погашение долга предприятия за счет средств бюджета. Только государственные предприятия санируются в такой форме;
погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, который обслуживает предприятие. Перед этим проводится аудит последнего;
перевод долга на другое юридическое лицо. Этим юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность и которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;
выпуск облигаций и других ценных бумаг под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, который обслуживает предприятие.
Санация предприятия, при которой статус юридического лица санируемого предприятия будет изменен. Иное название этой санации – реорганизация, которая осуществляется исключительно при глубоком кризисном состоянии фирмы. Она требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация).
Выделяют следующие основные формы санации предприятия, направленной на его реорганизацию:
Слияние – предприятие-должник сливается с иным финансово устойчивым предприятием. Результатом становится потеря должником самостоятельного юридического статуса. Если в результате санации объединяются предприятия одной отрасли, то это горизонтальное слияние. Объединение предприятий смежных отраслей – это вертикальное слияние, объединение не связанных отраслевыми или технологическими особенностями предприятий – это конгломератное слияние.
Поглощение – предприятие-должник приобретается санатором. Последний получает целостный имущественный комплекс, основную часть его активов. А санируемое предприятие может сохраниться как юридическое лицо в виде дочернего предприятия.
Разделение используется для предприятий, которые осуществляют многоотраслевую производственную деятельность.
Преобразование в открытое акционерное общество. По инициативе группы учредителей создается открытое акционерное общество. Для этого необходимо обеспечить минимальный размер уставного фонда, утвержденный законодательством.
Передача в аренду. Касается государственных предприятий, которые сдаются в аренду членам трудового коллектива. При этом коллектив арендаторов принимает на себя долги санируемого предприятия.
Приватизация. Также используется для санации государственных предприятий.
Любое выведение из кризиса осуществляется под контролем арбитражного суда на условиях, определенных соответствующим соглашением. Санирование предприятия может длиться не более 18 месяцев. Арбитражный суд может продлить этот срок на полгода. Санация завершена, если ее цели достигнуты или, напротив, предприятие признано банкротом.
Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются:
экономическое и финансовое состояние должника к началу санации;
основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия-должника;
цель и формы санации; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;
расчет эффективности предложенной формы санирования;
формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.
Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность определяется путем соотношения результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.
Состав участников санации определяется исходя либо из преимущественного права некоторых категорий лиц, либо по результатам проводимого судом конкурса желающих принять участие в санации. Первоочередное право на участие в проведение санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.
Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях.
Участники санации вырабатывают общее соглашение, направленное на обеспечение требований всех кредиторов в согласованные с ним сроки, распределение между участниками ответственности перед кредиторами, определение ответственности участников санации в случае их отказа от участия в ней после ее начала и т.д. При этом по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 45% от общей суммы требований кредиторов. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее не эффективности решением арбитражного суда.
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь