7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника - государства.
Установлен общий принцип не отчуждаемости для государственного имущества. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества.
Необходимое государству имущество оно может экспортировать или реквизировать. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год (Испания) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.
В Великобритании государственной собственности соответствует «имущество короны». К ней относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.
Существует закон о собственности короны 1961 года который относит к ней землю, которую суверен использует, находясь у власти. Эти земли включают в себя:
территорию, изначально принадлежавшую короне или перешедшую к ней в последствии;
береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;
земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в следствии конфискации.
Всеми территориями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам, владеет Корона.
Также она обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).
Короне принадлежит исключительное право на:
разработку месторождений золота и серебра, располагающихся на землях короны или на территориях подданных английской королевы;
разработку соляных месторождений;
- изыскание и разработку месторождений, нефти, минеральных масел и природного газа.
В Конституции Испании (1978) статья 132 гласит, что «государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом».
Гражданский кодекс Испании (1889 год) определяет, что к собственности, находящейся в общем, пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Кроме названных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года причисляет к государственной собственности:
имущество, которое находится в собственности государства и предназначенное для общего пользования;
вещные права, которые вытекают из аренды, объектов принадлежащих государству;
другие права, владения государственным предприятием;
собственность, для государственной службы или для развития национального богатства;
права на совместную собственность, принадлежащую государству.
Во Франции в состав исключительной собственности страны, французский гражданский кодекс включает:
дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
реки, судоходные и сплавные реки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и другие территории Франции, и др территории кот не могут быть в частной собственности;
ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.
Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также отнесено к государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.
Французское законодательство относит к числу объектов государственного имущества воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.
Правому положению собственности государства посвящена глава 2 книги 3 Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 относит к гос собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, определенные для национальной обороны.
Также в состав государственного имущества входят:
государственные дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;
здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;
библиотеки, музеи, архивы,;
другое имущество, отнесенное к статусу государственного специальными законами.
Если же типы собственности, которые перечислены выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества (статья №281 от 16 мая 1970 года).
Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.
Органы гос власти реализовывают управление государственной собственностью. Защиту права собственности на эту собственность они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.
Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим действует и на коммунальные рынки и кладбища.
В состав гос имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.
Частью гос имущества является:
леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
имущество, предоставляемое президенту Республики;
казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.
В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.
Государству принадлежит бесхозное имущество.
Имущество государства, регионов и коммун подчиняется правовому режиму, установленному Гражданским Кодексом и специальными законами.
Передача имущества из состояния государственного достояния в собственность государства на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение о такой передаче имущества публикуется в официальном издании. Переход части государственного достояния к имуществу провинций доводится до сведения общественности в соответствии с правилами, установленными регламентами коммун и провинций.
В США государственная собственность появилась и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в гос бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.
В гос собственности находятся: дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры, земля, почтовая служба, ирригационные сооружения. Стоимость активов государства составляет на данный момент более 30% национального богатства США, федеральное правительство - крупнейший страховой агент.
В особенности велика роль государства как собственника на землю. На его долю приходится 39,5% земельной площади страны, в том числе федеральному правительству принадлежит 33,7%, штатам - 5%, муниципалитетам - 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному правительству земельной площади находится на Аляске.
Правительство страны может приобрести землю у штатов, у частных лиц и корпораций за ту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном рынке.
Федерации на праве собственности могут принадлежать любые др объекты, помимо земли.
Государство играет важную роль, в атомной промышленности, в производстве электроэнергии, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.
В США для гос собственности характерно, что большая ее часть находится в руках местной власти. Удельный вес последних в общей сумме гражданского имущества в восьмидесятых годах составлял 75% (накануне II мировой войны - 50%).
Преобладающая часть государственной собственности сдается в аренду частным монополиям. После II мировой войны были сданы в аренду государственные заводы по производству алюминия, предприятия атомной промышленности, сталелитейные заводы.
Таким образом в развитых капиталистических странах, таких как Испания, Великобритания, Франция, США и Бельгия государственная собственность имеет важное экономическое значение, а также стратегическое. Государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким - либо объектом он превращается в монополиста. А это опасно для государства.
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь