16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
Субъектами доверительных отношений являются:
учредитель управления;
выгодоприобретатель (бенефициар);
доверительный управляющий.
Решение об учреждении доверительного управления принимается собственником имущества. Именно он заключает договор и учреждает управление, а, следовательно, и является учредителем управления. Если договор заключен не собственником имущества, то он ничтожен и не влечет правовых последствий. Собственник ни в каком случае не может передать имущество в доверительное управление ни унитарному предприятию, ни органу государственной власти, ни органу местного самоуправления.
В отношениях доверительного управления во многих случаях участвует выгодоприобретатель (бенефициар), который не является стороной договора, но может быть указан собственником в качестве лица, получающего выгоды от использования имущества. Вместе с тем он вправе требовать от управляющего осуществления исполнения в свою пользу и защищать это право в суде, если доверительный управляющий уклоняется от своих обязанностей. Для досрочного изменения или прекращения договора может также потребоваться его согласие. Выгодоприобретателем может быть любое физическое или юридическое лицо, включая учредителя, если он установил управление в свою пользу.
Доверительными управляющими могут быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, за исключением случаев профессионального управления ценными бумагами. Если доверительное управление осуществляется по основаниям, предусмотренными законом, управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, например, фонд, за исключением учреждения. Примером такого управления служит управление имуществом подопечного или управление наследственным имуществом.
Управляющий не может быть ни учредителем, ни выгодоприобретателем. При этом он может занять для своей работы один из офисов переданного в управление здания, обычно по договору аренды помещения. Кроме того, доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное законом и договором. Управляющий также имеет право на возмещение учредителем обоснованных расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом (это правило действует и в случае безвозмездного управления имуществом).
При осуществлении своих прав и исполнении возложенных на него обязанностей доверительный управляющий должен действовать добросовестно и наилучшим и наиболее эффективным, с точки зрения интересов лиц, назначенных выгодоприобретателями, способом. При этом доверительный управляющий самостоятельно определяет, какой способ действий при осуществлении указанных прав и исполнении обязанностей является оптимальным для получения выгоды в интересах бенефициаров.
На доверительного управляющего, как правило, возлагаются следующие обязанности:
по управлению имуществом, переданным по договору доверительного управления, в интересах выгодоприобретателя, в условиях проявления необходимой меры заботливости. При этом доверительный управляющий может отчуждать данное имущество, если это прямо разрешено ему договором или законом;
по представлению по первому требованию бенефициара отчета по делам в сфере управления имуществом;
по передаче всех полученных доходов и выгод, если иное не предусмотрено в договоре.
Объектами доверительного управления могут быть:
организации;
имущественные комплексы;
отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу;
ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
исключительные права;
иное имущество (движимые вещи и права требования или пользования).
В доверительном управлении может находиться имущество, обладающее присущими только ему признаками. Следовательно, при прекращении договора должно быть возвращено именно переданное ранее имущество, а не его аналоги. При этом в условиях договора может быть указано, что в управление будет передано имущество, которое только будет приобретено или создано, то есть еще не существующее на момент заключения договора.
Наиболее распространенным объектом доверительного управления являются акции, особенно с правом голоса, то есть те, которые фактически могут участвовать в управлении делами выпустившего их акционерного общества (эмитента). Вторым наиболее распространенным объектом доверительного управления выступает недвижимость.
В качестве управляющего по договору доверительного управления акциями и облигациями может выступать лишь профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий соответствующую лицензию.
Доверительный управляющий акциями и облигациями осуществляет все правомочия их учредителя (владельца), закрепленные соответствующей ценной бумагой. То есть его действия не ограничиваются только игрой на котировках акций, он может использовать все права акционера, в том числе право голосовать на общем собрании. В случае если доверительное управление связано исключительно с участием в управлении обществом, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг не требуется.
Если управляющий получает в доверительное управление ценные бумаги от разных учредителей, то они имеют возможность объединить свои пакеты акций для передачи управляющему.
Что касается управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, то в данной сфере в целях обеспечения эффективного менеджмента установлено следующее:
заключение договора доверительного управления и последующая передача в доверительное управление данных акций осуществляется по итогам конкурса;
договор доверительного управления должен предусматривать следующие условия: 1) отсутствие у доверительного управляющего права распоряжения переданными ему акциями; 2) доверительный управляющий письменно согласует свои действия в отношении переданных ему акций с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по вопросам: реорганизации и ликвидации акционерного общества; внесения изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества; изменения величины уставного капитала акционерного общества; совершения крупной сделки от имени акционерного общества; принятия решения акционерного общества в других организациях; эмиссии ценных бумаг акционерного общества; утверждения годовых отчетов.
Также в доверительное управление может быть передано имущество, обремененное залогом, поскольку залогодатель все равно остается его собственником и сохраняет возможность распоряжения им. Кроме того, в случае рационального и выгодного использования имущества, и, как следствие, получение дополнительного доход поможет собственнику выполнить свои обязательства перед залогодержателем. Но при этом законом установлено, что доверительный управляющий в обязательном порядке должен быть предупрежден о залоге. В противном случае он имеет право потребовать в суде расторжения договора и выплаты вознаграждения за один год.
Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от остального имущества учредителя управления, равно как и от имущества управляющего, оно отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по ним ведется самостоятельный учет.
Договор доверительного управления имуществом может быть заключен только в письменной форме.
При передаче недвижимого имущества в доверительное управление требуется государственная регистрация, которая осуществляется в том же порядке, что и при переходе права собственности на имущество. Но следует иметь в виду, что для третьих лиц – арендаторов или, например, управляющих компаний в сфере жилищно-коммунальных услуг, – договор доверительного управления вступит в силу только с момента указанной регистрации. А до этой даты все права и обязанности перед третьими лицами осуществляет сам собственник, а не доверительный управляющий. И несоблюдение требований о государственной регистрации передачи имущества как следствие влечет за собой недействительность заключенного договора доверительного управления.
Стороны должны указать в договоре доверительного управления имуществом:
состав передаваемого в доверительное управление имущества;
наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом ( им может быть учредитель управления или выгодоприобретатель);
размер и форму вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
срок действия договора.
Состав имущества, передаваемого в доверительное управление, должен быть четко и подробно описан. Несогласование данного условия, так же, как и условий о сроке и форме вознаграждения, повлечет признание такого договора незаключенным. В таком случае учредитель может обвинить управляющего в необоснованном обогащении. Но это сложно доказать, поэтому стоит согласовать условие о точном перечне передаваемого имущества, в том числе сумме денежных средств.
Минимальный срок договора – один месяц, максимальный не может превышать пять лет. Максимальным ограничением законодатели защитили собственника. Вместе с тем без специального заявления сторон действие соглашения по окончании срока будет продлено (то есть договор будет в силе) на тех же условиях. Следует отметить, что договор управления не может заключаться для совершения какого-либо разового действия, поскольку «природа доверительного управления предполагает длящийся характер отношений» (Постановление ФАС Московского округа от 30 января 2001 г. № КГ-А41/112–01).
Основанием для прекращения договора доверительного управления могут быть следующие случаи:
смерть бенефициара, если другие условия не прописаны в самом договоре. Например, договор может быть оставлен в силе по соглашению сторон, если в соответствии с договором выгодоприобретателем станет наследник умершего;
отказ выгодоприобретателя от получения прибыли по договору, но если иное не предусмотрено договором;
смерть гражданина, признание банкротом или ликвидация юридического лица – доверительного управляющего;
признание недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим лица – доверительного управляющего;
отказ от исполнения договора, согласно общим требованиям п. 3 ст. 450 ГК РФ;
отказ доверительного управляющего или учредителя управления от исполнения условий договора, если доверительный управляющий не может осуществлять свои обязанности лично. При этом управляющий не имеет право требовать выплаты вознаграждения за весь срок;
отказ учредителя управления от исполнения договора по другим обстоятельствам, кроме указанных выше. В этом случае при расторжении договора управляющий уже может потребовать выплаты всей суммы причитающегося ему вознаграждения;
если доверительный управляющий не был поставлен в известность об обременении залогом имущества, переданного ему в доверительное управление. В этом случае он имеет право потребовать через суд расторжения договора и уплаты причитающегося ему по договору вознаграждения за один год.
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь