16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
Доверительное управление рассматривается как деятельность доверительного управляющего по владению, пользованию и распоряжению имуществом в результате передачи данных прав ему собственником имущества на основании заключенного договора. При этом деятельность управляющего направлена на сохранение и максимизацию прибыли от использования объекта управления или в отдельных случаях – минимизацию и предотвращение убытков, которые могут быть вызваны какими-либо обстоятельствами. Она может быть направлена не только на приобретение и приращение имущества, но и на осуществление определенных разумных расходов по его поддержанию в удовлетворительном состоянии и эксплуатации, уплату налогов, долгов, наем работников и т. д.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит основные положения, характеризующие понятие доверительного управления имуществом. К ним относятся:
передача имущества в доверительное управление не является основанием перехода права собственности к доверительному управляющему, собственник остается прежним. Управляющий лишь осуществляет правомочия собственника в пределах, установленных договором и законом, а сам собственник данные правомочия уже не осуществляет. При этом управляющий совершает действия в отношении имущества не в собственных интересах, а в интересах выгодоприобретателя – собственника или указанного последним третьего лица. Это в основном и является главным отличием понятия доверительного управления имуществом от понятия доверительной собственности. Доверительная собственность, понятие, используемое в англо-американском праве, – это институт вещного права, сопряженного непосредственно с владением теми или иными объектами и осуществлением по отношению к ним всех правомочий. А доверительное управление – это обязательственное право, институт, который основан договоре между лицами, который, соответственно, наделяет каждого из них определенными правами и обязанностями;
доверительный управляющий имеет право совершения в отношении переданного ему имущества не только юридических, но и фактических действий, которые составляют предмет договора доверительного управления имуществом, он обладает правом владения, пользования и распоряжения имуществом. Это отличает доверительное управление от поручения, которое предусматривает совершение поверенным только юридических действий в интересах другого лица;
доверительное управление имуществом имеет место только тогда, когда оно предназначено для осуществления не разовых, отдельных, а постоянных функций.
Нельзя не заметить, что действия доверительного управляющего совершаются исключительно от его имени, в отличие, например, от того же договора поручения, когда деятельность поверенного происходит только от имени поручителя. Но согласно закону доверительный управляющий обязан указывать, что он действует в качестве такого управляющего путем проставления в письменных документах пометок «Д.У.» после своего имени или наименования управляющего. Если же доверительный управляющий заключает сделку в устной форме, то он должен предупредить контрагента о своем статусе, то есть о том, что он действует в качестве доверительного управляющего. При несоблюдении данного условия считается, что управляющий совершил сделку в личных целях, а не в интересах собственника имущества, а потому и отвечать по ней перед контрагентом он будет своими личными средствами, а не имуществом, переданным ему в управление.
Часто бывает ситуация, когда в отношении имущества, передаваемого в доверительное управление, уже заключены определенные соглашения, в данном случае в качестве примера можно назвать договор аренды недвижимости. Передача недвижимого имущества в доверительное управление никак не влияет на арендаторов, так как все договоры с собственником имущества сохраняют свою силу, а переход имущества в доверительное управление не является основанием для расторжения договора аренды. Точно так же, как и переход права собственности. Но доведение сведений до арендаторов о факте заключения договора доверительного управления входит в интересы и собственника, и доверительного управляющего. Это необходимо для того, чтобы поставить в известность арендаторов, что свои обязательства по договору аренды они исполняют управляющему. К нему же они должны обращаться и за реализацией своих прав по договору. Реализуется это путем заключения дополнительного соглашения о перемене лиц в обязательстве к договору аренды. При этом необходимо учитывать, что договоры аренды здания или сооружения, заключенные на срок более одного года, подлежат государственной регистрации. Соответственно, требуется регистрация и всех дополнительных соглашений к таким договорам.
Как уже было сказано выше, учреждение доверительного управления не влечет за собой ни прекращение, ни переход, ни приостановление права собственности. Владелец имущества (собственник) вправе получать прибыль или иную выгоду от имущества, переданного в доверительное управление, а также определять лицо, которое будет их (прибыль или выгоды) извлекать. Но при этом правомочия по управлению имуществом, право совершать необходимые фактические и юридические действия в отношении имущества переходят к другому лицу – доверительному управляющему, но под контролем собственника.
Институт доверительного управления открывает собственнику дополнительные пути извлечения выгод от своего имущества. Он возлагает на доверительного управляющего осуществление всех своих правомочий, добровольно отказавшись на определенное время от их личного осуществления, но закрепив за собой право получения выгод от пользования собственностью. Разумеется, лицо, осуществляющее работу по управлению имуществом и обеспечивающее получение выгоды собственнику, имеет право на вознаграждение за выполнение своей работы.
Как уже было отмечено, доверительный управляющий осуществляет свою деятельность не в своих интересах, а в интересах собственника. Но собственник, учреждающий доверительное управление, может предусматривать предоставление управляющим выгод не ему лично, а третьему лицу – выгодоприобретателю. И в этом случае имеет место договор в пользу третьего лица. При этом собственник самостоятельно определяет, кто является выгодоприобретателем: он сам или третье лицо.
Таким образом, доверительное управление имуществом – это процесс управления собственностью, переданной учредителем управления доверительному управляющему на определенный срок, в целях приобретения выгоды самим собственником или третьим лицом.
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь