Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
На сегодняшний день величина государственного сектора экономики значительно превышает объем имущества, реально необходимого для эффективного выполнения государством своих публичных функций. Поэтому следует пересмотреть принципы управления имуществом со стороны государства, в частности в области управления унитарными предприятиями. И одним из шагом реформирования государственного сектора экономики России должна явиться замена права хозяйственного ведения и права оперативного управления на правовую модель доверительного управления имуществом (коммерческую и некоммерческую).
В случае передачи государственного (равно как и муниципального) предприятия как объекта недвижимого имущества в доверительное управление, государство будет получать от такого предприятия прибыль, поскольку для этого будет существовать реальный механизм ответственности доверительного управляющего за результат своей деятельности. Согласно ст. 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления – убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду. То есть сам доверительный управляющий будет заинтересован в эффективном управлении предприятием и получении максимальной прибыли, в то время как нынешние управляющие не зависят от прибыльности или убыточности возглавляемого ими предприятия, получая фиксированную заработную плату, и как следствие не имеют стимулов пересматривать принципы своего управления. В силу того, что ответственность доверительного управляющего не обусловлена признаком вины, его освобождают от ответственности только непреодолимая сила или действия выгодоприобретателя (учредителя управления).
При передаче унитарного предприятия в доверительное управление государство получает реальный механизм контроля за деятельностью доверительного управляющего, а также уровнем его профессионализма и имеет право в любой момент расторгнуть с доверительным управляющим договор доверительного управления при условии выплаты ему вознаграждения.
Стоит отметить, что руководитель организации подлежит увольнению только в исключительных случаях:
принятия необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества;
неправомерного использования имущества;
причинения ущерба другой организации;
однократного грубого нарушения своих трудовых обязанностей;
случаях, предусмотренных трудовым договором.
Для реализации данного предложения потребуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также разработка и принятие закона «О доверительном управлении».
Кроме того, в связи с развитием доверительного управления необходимо решить задачу подготовки института предпринимателей – управляющих государственной и муниципальной собственностью, которые примут из хозяйственного ведения директоров в свое доверительное управление государственные и муниципальные предприятия, наладят эффективное управление в пользу государства и тем самым окажут позитивное влияние на экономику страны в целом. В этой сфере уже сделаны определенные шаги, но последовательная государственная политика в данном направлении практически отсутствует. Существующая законодательная база является недостаточной, а подзаконные нормативно-правовые акты устарели.
Необходимым условием формирования института управляющих государственным имуществом должна стать подготовка соответствующего законодательства, то есть разработка специального закона (или включение соответствующих положений в проектируемый закон «О доверительном управлении имуществом»), который позволит установить эффективное нормативное регулирование деятельности доверительных управляющих путем сочетания принципов государственного регулирования и саморегулирования.
В законопроекте должны быть решены вопросы регулирования отношений, связанных с получением статуса доверительного управляющего, определены требования к управляющим, установлены минимальные требования к стандартам и правилам осуществления деятельности управляющих, механизмам контроля за осуществлением такой деятельности, предусмотрены условия и порядок страхования профессиональной ответственности управляющего.
Отдельно необходимо рассмотреть сложившуюся практику назначения представителей государства в органы управления и контроля хозяйственных обществ с государственным участием. Во всем мире развитие института профессиональных управляющих стимулируется государством. У нас же он пока находится в зачаточной стадии. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. В основном институт представителей Российской Федерации состоит из государственных служащих, не отличающихся в данной сфере высоким уровнем профессионализма.
Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими должен стать принцип приоритетности привлечения в качестве доверительных управляющих не государственных служащих, а профессиональных управленцев. Причем назначение и смещение их следует поставить в строгую зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации. Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные общества нужно производить лишь при наличии аргументированной его обоснованности. При этом одним из стимулов деятельности профессиональных менеджеров может стать предоставление опционов (то есть право на покупку некоторого числа акций по указанной цене в определенный момент времени) на акции управляемых ими предприятий.
Механизмы управления применительно к различным категориям государственной собственности должны быть строго дифференцированы исходя из преследуемых государством целей, финансового состояния предприятия, численности работников, величины основных фондов, а также возможности влияния на деятельность предприятий, обусловленной количеством акций либо размером долей.
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь