8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
С началом экономических реформ в России возникла необходимость преодоления монополизма государственной собственности. Причем этот процесс охватил не только Россию, но и более 100 национальных экономик мира с разным экономическим укладом. Экономические цели у многих государств были общие: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государственного дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. С этими же проблемами столкнулась и Россия в начале 90-х годов. По мнению А.Б. Чубайса, экономика России находилась на такой грани, что «только частный интерес был способен сдвинуть воз наболевших проблем с мертвой точки». При этом он считал, что «затягивая с приватизацией, можно было довести страну до беды настоящей: утеря государственного контроля над стихийно идущим процессом разгосударствления»[5].
Процесс разгосударствления может происходить двумя способами: без смены собственника на средства производства и результаты труда и со сменой собственника. В первом случае имущество государственного (муниципального) предприятия закрепляется за трудовым коллективом на праве хозяйственного ведения или праве аренды. Например, это концепция нашла свое отражение в принятых в 1990-1991 гг. законах «О предприятиях в СССР» и «О собственности в СССР». И второй способ, по которому пошла Россия, - это передача в частные руки государственных (муниципальных) предприятий путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.
В качестве общих признаков приватизации используются следующие:
переход прав собственности государства в пользу частных лиц;
делегирование госпредприятию права распоряжаться имуществом;
полная продажа госпредприятия частным лицам;
продажа части активов.
В российской экономической и правовой науке нет однозначного определения термина «приватизация». В широком смысле приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам.
Приватизация государственного и муниципального имущества, проводимая в России, стала одним из условий перехода нашей страны к рынку. Она была направлена на отказ от господствующей роли государства в экономике. Данный процесс проходил в сложных социально-экономических условиях, что повлекло за собой появление некоторых особенностей «приватизации по-российски»:
сочетание безвозмездной и возмездной приватизации;
сочетание обязательной и инициативной приватизации;
сочетание приватизации и демонополизации;
поэтапное проведение приватизации.
Для проведения процесса разгосударствления нужно было создать необходимую правовую базу, обеспечивающую проведение полномасштабной приватизации в стране.
В Законодательстве приватизация в России прошла три этапа:
Первый этап - с 1991 по 1992 гг. В этот период шел процесс формирования законодательной базы. Были приняты: Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991 года; Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах» от 3 июля 1991 года, которые определили исходные позиции и принципы приватизации. В частности, публичность ограничений, означавшая, что если государству было не выгодно приватизировать те или иные объекты, информация о них должна быть ясно сформулирована и объявлена всем; равенство прав участников приватизации; правовой автоматизм - это возможность каждого гражданина и каждой компании беспрепятственно осуществлять предоставленное им законом право участвовать в приватизации.
В целях ускорения перспектив приватизации Президентом РФ 1 июля 1992 года был издан Указ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», позволивший использовать такой способ приватизации, как преобразование государственных предприятий в акционерные общества.
Второй этап - с 1997 по 2001 гг. В этот период принимается второй ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Новый закон содержит ряд правил, которые свидетельствуют о намерении государства увеличить поступление в бюджет средств от приватизации объектов и создании более благоприятного экономического климата. Так, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. В законе снимается запрет на участие в ней хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25%. Также закрепляется исчерпывающий перечень способов приватизации и предусматриваются новые, например, преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности. При этом сохраняется ст. 29, посвященная недействительности сделок приватизации государственного или муниципального имущества.
Третий период начался с принятия в декабре 2001 года третьего закона о приватизации. Новый закон должен был «установить стабильность и прозрачность на рынке» [1]. Согласно новому закону, депутаты получают возможность осуществлять контроль за государственной собственностью, а Правительство - возможность осуществлять планирование и общее руководство процессом приватизации. Меняются цели и задачи приватизации. Решается вопрос, что делать с неприбыльным государственными унитарными предприятиями, не реализованными на аукционе. Это публичное предложение, т.е. комиссионная продажа предприятия с постепенным снижением цены.
Так же принималось огромное количество иных нормативных актов, но главным актом на любом этапе приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, в которой определяются основные цели и задачи приватизации, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. В программе устанавливаются порядок приватизации, способы приватизации, порядок оценки приватизируемого имущества, нормативы распределения средств полученных от приватизации.
Программа вносится Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ. В настоящее время правительством разработана Государственная программа приватизации. В первой программе на 1992 год были определены следующие цели и задачи приватизации:
повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
привлечение иностранных инвестиций;
социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации;
содействие процессу стабилизации финансового положения;
создание широкого слоя собственников.
Приватизация - один из самых спорных моментов проводимой в стране экономической реформы. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота[2]. Большинство экономистов и юристов до сих пор спорят о правильности выбранного пути проведения приватизации. Так, значительная часть экономистов полагает, «что для создания рыночной системы не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий».
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь