19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
Перед созданием любой системы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а также взаимодействие и направленность информационных потоков. Объектом управления в данном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участниками являются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органы исполнительной власти, финансовые органы).
Для автоматизации БП РФ создается единая автоматизированная информационная система управления, обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного. Системы упрабления одного уровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одном бюджетном уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений.
Федеральный бюджет РФ (ФБ РФ) формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий, выполняемых центральными органами власти. Через ФБ осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и создание национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На ФБ возложено финансирование общегосударственных органов власти и местного управления, поддержание обороноспособности государства, развитие науки, образования, федеральных целевых программ и т.п.
На уровне ФБ РФ можно выделить следующие комплексы функциональных задач, решаемые с помощью информационных технологий.
Сводное финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансировании расходных статей.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджет-, ное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций,, конкретных социально-экономических условий и перспективных оцет нок предусматривает разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы (например, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, каузальный метод прогнозирования).
Проект ФБ РФ разрабатывается Министерством финансов РФ (в настоящее время Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) по поручению Правительства РФ. Федеральная служба и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы развития государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые программы и т.п.
Исполнение ФБ начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах подготавливается организационный план, в котором определяются задачи подразделений по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетной отчетности. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит, а также все бюджетные операции находят отражение в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Финансовые органы подготавливают бюджетную отчетность и предоставляют ее в Правительство РФ в установленные сроки. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов они передаются для опубликования в открытой печати.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации (КБ РФ). Он включает в себя ФБ и КБ субъектов РФ. В свою очередь КБ субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты.
КБ представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования на территории РФ в целом и ее отдельных субъектов. Для уровня КБ характерно выделение следующих комплексов функциональных задач: определение величины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальных образований; анализ формирования и использования централизованного финансового фонда страны; сводное финансовое планирование доходов и расходов государства; разработка прогнозов экономического и социального развития государства и его территорий; расчет показателей обеспеченности жителей страны и территорий для проведения сравнительного анализа состояния отдельных территорий РФ и с аналогичными показателями других государств.
В решении задач каждого комплекса обычно одновременно задействованы различные участники БП, что подтверждает организационную и информационную сложность БП с точки зрения его автоматизации.
Важной задачей автоматизации организаций бюджетной сферы являются не только возложение на компьютер задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного уровня и формированием смет и форм отчетностей, но и создание автоматизированного интерфейса взаимодействия всех органов бюджетной системы между различными уровнями и в пределах одного, а также возможность взаимодействия с другими внешними структурами. То есть необходимо автоматизировать процессы межбюджетных отношений.
Координация достижений информационных технологий в финансовой системе, согласно Указу «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, имеющей подразделения по информатизации и автоматизации в территориальных, региональных и местных финансовых органах. Благодаря такой системе организации обеспечивается информационное и технологическое взаимодействие с органами Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора отвечает за создание ведомственного Фонда алгоритмов и программ (ФАП), доступ к которым предоставляется территориальным финансовым органам. Она также организует работу по внедрению достижений ИТ во все сферы деятельности финансовых органов и определяет стратегическое направление развития, создает нормативно-правовую и методическую базы комплексного решения задач межуровневого обмена информацией.
Сложность автоматизации бюджетной системы РФ заключается в том, что первоначально нужно создать автоматизированные системы отдельных ее органов (налоговых, казначейства, органов государственного управления и т.д.), предусмотрев при этом специфику решаемых ими задач и возможность взаимодействия этих органов между собой.
Органы государственной власти осуществляют планирование и управление бюджетом РФ. Для планирования ФБ работники Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ используют автоматизированную информационную территориально распределенную систему «Финансы», которая объединяет АРМ специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.
Для формирования и исполнения региональных бюджетов используется автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ), которая формирует сводно-группировочные расчеты по бюджетам региональных структур, составление и исполнение бюджета региона, аналитические расчеты.
Через Банк России и кредитные организации производится обслуживание счетов, финансируемых из бюджетов (федерального, территориальных и местных). Для этого используются внутренние банковские системы фирм «Асофт», «Диасофт», «Интербанксервис» и другие, а связь с клиентами организуется на базе программно-технического комплекса «Клиент-банк».
Налоговые органы обеспечивают контроль за формированием доходов бюджета. С этой целью в органах налоговой службы создана АИС «Налог», обеспечивающая автоматический контроль и анализ сборов налогов и других обязательных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Органы казначейства контролируют движение денег по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетов разных уровней. В состав АИТ Федерального казначейства входят два основных программных комплекса.
1. «КАЗНА», учитывающий доходы ФБ и распределение регулирующих налогов между бюджетами разных уровней.
2. «СМЕТА — W», «СМЕТА — F», учитывающие расходы из ФБ и финансирование бюджетополучателей, организованных органами федерального казначейства.
Для автоматизации процессов формирования бюджета города и его исполнения в подразделениях комитета финансов и территориальных финансовых управлений, отраслевых и территориальных органах управления администрации города, а также на уровне бюджетных организаций города используется АИС бюджетного процесса — электронное казначейство (АИСБП — ЭК).
Бюджетные организации производят расходование бюджетных средств согласно заложенным в их бюджете статьям и утвержденным сметам. Для автоматизации финансового и бухгалтерского учета и формирования отчетности на бюджетных предприятиях и организациях используются собственные программные разработки и часто встречающиеся продукты фирм «Галактика», «Парус», «1С», «Интеллект-сервис».
- Управление государственным и муниципальным имуществом
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие собственности
- 1.1. Собственность как философская категория
- 1.2. Собственность как экономическая категория
- 1.3. Собственность как юридическая категория
- 2. Формы и уровни собственности.
- 2.1. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 2.2. Государственная собственность: понятие, виды, уровни
- 2.3. Формы собственности в переходной экономике
- Госсобственность в переходный период
- 3. Система управления государственной и муниципальной собственностью в рф
- 3.1. Принципы управления государственной собственностью
- 3.2. Система управления государственной собственности
- 3.3. Система управления муниципальной собственностью в рф.
- 4. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне рф, субъекта федерации, муниципалитета.
- 4.1. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 4.2. Понятие и виды субъектов в системе управления собственностью на уровне муниципалитета
- 5. Объекты государственной и муниципальной собственности
- 5.1. Классификация объектов права государственной и муниципальной собственности
- 5.2. Виды объектов государственной и муниципальной собственности
- 6. Государственная казна рф.
- 6.1. Составные части казны рф.
- 6.2. Казначейство рф.
- 6.3. Перспективы казначейской системы в рф
- 7. Зарубежный опыт управления государственной и муниципальной собственностью.
- 7.1. Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
- 7.2. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства
- 7.3. Формы реализации государственно-частного партнерства
- 8. Цели и способы приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества
- 8.2. Способы приватизации
- 8.3. Проблемы приватизации в России и пути их решения
- 9. Зарубежный опыт приватизации
- 9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы
- 9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы
- 9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки
- 9.4.Приватизация в странах Азии
- 10. Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
- 10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
- 10.2. Национализация в зарубежных странах
- 10.3. Национализация в России
- 11. Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- 11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий
- 11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 12. Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах
- 12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации
- Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.
- 12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций
- 13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.
- 13.1. Правовое положение государственных учреждений
- 13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им
- 14. Управление недвижимым имуществом в системе муниципального самоуправления
- 14.1. Состав и общая характеристика муниципального имущества
- 14.2. Операции с муниципальным имуществом
- 14.3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
- 14.4. Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью
- 15. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности.
- 15.1. Аренда государственного и муниципального имущества
- 15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда
- 15.3. Особенности аренды земельных участков
- 15.4. Особенности отчуждения арендуемого имущества
- 16. Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом
- 16.1. Понятие и правовые основы доверительного управления имуществом
- 16.2. Субъекты и объекты доверительного управления
- 16.3. Отличие права доверительного управления имуществом от права оперативного управления
- Доверительное управление как одно из направлений повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
- 17. Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
- 17.1. Понятие и характеристика государственной земли
- 17.2. Способы распоряжения государственной землей
- 18. Система регистрации прав собственности в рф
- 18.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 18.2. Приостановление государственной регистрации и отказ в государственной регистрации
- 18.3. Структура Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
- 19. Управление бюджетом и финансами
- 19.1. Основные задачи и методы управления финансами
- 19.2. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации
- 20. Государственные и муниципальные инвестиции и их роль в развитии экономики
- 20.1. Значение инвестиций в оздоровлении экономики и повышения жизненного уровня населения
- 20.2. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства
- 21. Механизмы санации и банкротства в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
- 21.1. Понятие и экономическая сущность санации
- 21.2. Банкротство в системе управления государственным и муниципальным имуществом
- 22. Критерии и показатели эффективности управления государственным и муниципальным имуществом
- 22.1. Основные критерии эффективности управления государственной собственностью.
- 22.2. Критерии эффективности управления федеральной собственностью
- Эффективность и критерии управления государственной собственностью.
- 22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом
- Рекомендуемая литература
- Терминологический словарь