logo
Учебник (УГиМИ)

11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия не является делимым, и оно не может быть распределено между работниками предприятия по вкладам и долям.

Государственные унитарные предприятия обеспечивают потребности страны в наиболее значимой продукции, имеющей национальный и стратегический характер, и занимают прочное место в экономической структуре государства.

Унитарные предприятия создаются для удовлетворения социальных и государственных нужд. Государственными нуждами являются потребности РФ или субъектов РФ, определяемые в установленном законом порядке, обеспечиваемые за счёт средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Эти предприятия обслуживают социально значимые сферы деятельности, такие как, например, медицина, образование, сельское хозяйство. К унитарным предприятиям относятся в основном больницы, аптеки, поликлиники, столовые общественного питания, ритуальные услуги, ремонтно-строительные предприятия, оздоровительные комплексы, социальные службы, школы, детские сады.

Отрасли, в которых также используются государственные унитарные предприятия: промышленность; общественный транспорт; связь; жилищно-коммунальное хозяйство; строительство (в том числе дорожное); торговля; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы.

Также они предоставляют следующие услуги: утилизация отходов, производство электроэнергии, водоотведение и водоснабжение, аэропорты, военные объекты и т.д.

Унитарные предприятия являются единст­венным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью.

Имущество унитарных предприятий принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Виды: прибыльные, неприбыльные и абсолютно неприбыльные.

Состояние унитарных предприятий является кризисным. В федеральной собственности числится 45189 государственных унитарных предприятий, но реально работают в13600. Остальные предприятия были созданы в виде подсобных, либо малых государственных предприятий – это «предприятия-невидимки». Можно добавить, что многим унитарным предприятиям присуща низкая экономическая эффективность. На деятельность унитарных предприятий оказывает отрицательное влияние отсутствие решения ряда теоретических и практических проблем.

Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161ф «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяют правовое положение госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарное предприятие может осуществлять некоторые виды деятельности, которые определяются ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", только на основании лицензии.

В уставе унитарных предприятий должны содержаться сведения об их наименовании, месте нахождения (место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации), порядке управления их деятельностью; о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования; а также о предмете и целях деятельности унитарного предприятия. Также они должно иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь.

Унитарные предприятия могут иметь собственные эмблемы, бланки и штампы с их фирменным наименованием, также зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и иные средства индивидуализации.

Унитарные предприятия могут иметь гражданские права (только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы), со­ответствующие целям и предмету их деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Устав утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом МСУ.

Только государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными.

Имущество ГМУП находится в государственной или муниципальной собственности. Оно может принадлежать такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие на оправе хозяйственного ведения (в соответствии с пунктом 1 ст. 114 Гражданского Кодекса РФ) «создаётся по решению уполно­моченного на то государственного органа или органа местного самоуправления». Право хозяйственного ведения — одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственных или муниципальных предприятий.

Предприятие, которому имущество принадлежит на оправе хозяйственного введения, владеет, распоряжается и пользуется этим имуществом в пределах, установленных Гражданским Кодексом РФ. В соответствии с законом собственник имущества определяет предмет и цели деятельности предприятия, вопросы его создания, реорганизации и ликвидации; назначает руководителя, осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение доли прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника; вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ; продавать, отдавать в залог, сдавать его в аренду. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом.

Существуют проблемы государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, связанные с их низкой бюджетной эффективностью и инвестиционной привлекательностью.

Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет минимальный размер и порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Орган, уполномоченный к созданию таких предприятий, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется менее размера уставного фонда. По решению суда предприятие могут ликвидировать, если стоимость чистых активов становится меньше размера, определённого законом.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить своих кредиторов. Они в свою очередь вправе потребовать возмещения убытков; досрочного исполнения или прекращения обязательства, должником по которому является это предприятие.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предусмотрено то, что необходимо поэтапно отказываться от использования права хозяйственного ведения и оптимизировать количество унитарных предприятий.

Оперативное управление — ограниченное вещное право. Унитарные предприятия, основанные на таком праве, называются казёнными. Казённые предприятия создаются по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 115 ГК).

Гражданские объекты и предприятия, которые должны находиться в ведении государства в целях безопасности, могут быть казёнными. К ним относятся атомные и крупные гидроэлектростанции, метрополитены, морские и речные порты, аэропорты и др. Казёнными также должны быть предприятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, безопасность и надёжно функционирование которой гарантирует государство. Имеются в виду почтовая связь, железные дороги, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы, водохозяйственные и мелиоративные системы и т. д. Государственный контроль для них объективно необходим, т.к. они решают задачи особой общественной важности.

Принципиальное отличие казённых предприятий от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного введения, заключается в том, что государство обязано нести субсидиарную ответственность по их обязательствам, и соответственно казённые предприятия не могут быть признаны несостоятельными.

Такое предприятие овладеет, распоряжается и пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом; в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества.

Основным условием создания и функционирования казённых предприятий являются необходимость поставки товаров, оказание услуг или выполнение работ для государственных нужд.

Как коммерческая организация казённое предприятие должно быть самофинансируемым. Порядок финансирования деятельности коммерческих структур, в том числе связанной с выполнением плана развития и плана-заказа, за счёт собственных доходов, определён Правительством. Это должно быть нормой в рыночной экономике.

Собственник имущества вправе: изъять лишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество, закреплённое им за казённым предприятием, либо приобретённое этим предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Наименование у унитарного предприятия на праве оперативного должно содержать указание на то, что такое предприятие является казённым.

Статьи п.296 и 297 Гражданского Кодекса и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержат права казённого предприятия на закреплённое за ним имущество.

Основанием для решения о ликвидации госпредприятия и создании казённого являются: отсутствие прибыли по итогам последних 2 лет; нецелевое израсходование федеральных средств; использование недвижимого имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Таким образом, любое предприятие может быть ликвидировано в порядке наказания при наличии хотя бы одного из 3 перечисленных условий. Только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казённых заводов.

На основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований создание унитарных предприятий запрещено.

Создавать филиалы и открывать представительствах унитарное предприятие может при согласовании с собственником его имущества.

Одной из неразрешённых проблем, которая замедляет процесс развития российского общества, является научная юридическая оценка роли государственного участия унитарных предприятий в российской экономике.

Можно добавить, что личная выгода предпринимателей унитарных предприятий легко отождествляется с личной выгодой чиновника, возглавляющего это предприятие. Однако их деятельность может рассматриваться ещё и как деятельность производственная, которая даёт полезный продукт для общества. Унитарное предприятие производит не только товары и услуги, а главное, условия для обеспечения благополучия граждан и развития общества.

Кстати, своё определение государственные унитарные предприятия получили со вступлением в силу первой части Гражданского Кодекса РФ в 1994 г.

Примерный перечень случаев создания ГУПов и МУПов

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются при необходимости:

- осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

- осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

- производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

- осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей ее безопасность;

Казённые предприятия создаются при необходимости:

- предназначения оказываемых услуг для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

- разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

- осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казённых предприятий; также по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.