Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
Осуществление государственной региональной политики связано с организацией взаимодействия федеральных исполнительных и представительных органов управления с органами субъектов Федерации. В свою очередь взаимодействие указанных субъектов государственной региональной политики осуществляется, во-первых, с органами местного самоуправления, во-вторых, с общественными организациями (ассоциациями, союзами, фондами и др.), в-третьих, с коммерческими структурами. Организационными средствами этого взаимодействия являются основополагающие нормативные документы Российской Федерации: Конституция, Федеративный договор, конституции и уставы субъектов Федерации, Соглашение между Правительством РФ и субъектами РФ по различным сферам совместной деятельности, определяющие предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов, Положение по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие законодательные акты и документы.
Федеративный договор, базирующийся на конституционных положениях взаимодействия федеративных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, предопределяет порядок и направления деятельности и взаимодействия федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации. Для уточнения деталей и особенностей указанного взаимодействия Правительство и администрация субъектов Федерации применяют Соглашение.
Между Правительством Российской Федерации и субъектами Федерации можно их использовать в нескольких вариантах:
- соглашение по разграничению конституционных полномочий на основании статьи 72 Конституции Российской Федерации;
- соглашение по федеральным и региональным (федерального значения) программам, необходимость которых определяется кругом полномочий Российской Федерации, перечисленных в статьях 71 и 114 Конституции Российской Федерации;
- соглашения по комплексу проблем социально-экономического развития регионов.
Заключение этих соглашений направлено на формирование государственной региональной политики, предусматривающей децентрализацию развития экономики регионов в условиях ее перехода к рыночным отношениям и делегирование управленческих функций на места.
Соглашение как организационная форма взаимодействия Правительства с исполнительной властью субъекта Федерации должно преследовать общие цели и базироваться на единых принципах реализации.
Целью соглашения должно быть проведение согласованной экономической политики, формирование благоприятной среды для экономических реформ и межрегионального взаимодействия, создание равных для всех регионов условий для реализации полномочий в сфере совместного ведения.
Стержневой проблемой, определяющей распределение полномочий, выступает собственность в широком смысле (земля, недра, финансы, недвижимость и т.д.). Следовательно, основным вопросом, подлежащим рассмотрению в соглашении и заключении Федеративного договора между Правительством Российской Федерации и субъектами РФ, является отношение различных видов собственности к различным уровням владения, пользования и распоряжения. Федеративный договор и соглашения могут заключаться по вопросам разграничения конституционных полномочий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, отдельным социально-экономическим проблемам развития регионов.
Организационными формами, интегрирующими деятельность заинтересованных субъектов собственности и хозяйствования, осуществляющих государственную региональную политику, являются государственные структуры исполнительной власти, а также структуры исполнительной власти субъектов Федерации.
В ходе выполнения программы Правительства Российской Федерации в области экономических реформ определилась необходимость в разработке и реализации федеральных программ экономического и социального развития геополитических регионов России (Курильские острова, Калининградская область). Кроме того, регионов, пострадавших в результате ядерной радиации, развитие депрессивных районов (Север, Республика Тува, Республика Калмыкия и др.), районов, отстающих в своем развитии от других регионов России, районов с особыми экологическими условиями (Тверская, Тульская области, район Кавказских Минеральных Вод и др.).
Получила развитие система программ, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации, финансируемых за счет их бюджетов, а также за счет привлечения средств предприятий и предпринимателей, кредитов и иностранных инвестиций.
Многими субъектами Федерации разрабатываются специальные социальные программы, в том числе по возрождению репрессированных групп населения, исторических ценностей России, национально-культурных общин и др.
При подготовке и реализации программ учитываются особенности региональной инвестиционной политики, способствующие структурным преобразованиям, ускоряющим выход из кризисной ситуации, выравниванию уровней социального развития регионов, реабилитации зон экологического бедствия.
В тоже время субъекты Федерации недостаточно используют предоставленные им права в координации на их территории строительства объектов по соответствующим федеральным целевым программам.
Правительство активно реализует преимущества программного подхода в структурной политике регионов. При этом система финансирования целевых программ не всегда является адекватной механизмам привлечения средств местного бюджета, предпринимательских структур и кредитов на возвратной основе.
Все большее значение приобретают финансовые региональные фонды (научно-технического развития, социальной поддержки населения, регионального развития и др.), средства которых направляются на конкретные цели для формирования региональных (федерального значения) программ.
Региональные (межрегиональные) ассоциации экономического взаимодействия работают в интересах субъектов Российской Федерации, союзов городов, региональных финансово-промышленных групп и других экономических образований. В своей деятельности они опираются на целевые программы, основанные на производственной интеграции, социально-экономической поддержке населения регионов, научно-техническом структурном преобразовании регионов, использовании территориальных природно-климатических, национально-культурных и других факторов, влияющих на реализацию государственной региональной политики.
Для наиболее полного улучшения использования таких организационных форм государственной региональной политики как региональные (межрегиональные) ассоциации экономического взаимодействия целесообразно рекомендовать:
- сосредоточить работу ассоциаций на подготовке и реализации крупных целевых программ по решению ключевых (стратегических) региональных проблем - совершенствованию территориальной специализации и межрегиональных связей, укреплению комплексности хозяйства (в том числе рационализации использования ресурсов многоцелевого назначения), повышению само обеспечения (в действующей рыночной среде) и устойчивости региональной экономики, государственной поддержке проблемных регионов;
- разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Федерации, ассоциаций экономического взаимодействия, союзов городов, промышленных корпораций, финансово-промышленных групп и других организационных структур управления в регионе.
Государственная региональная политика тесно связана с отраслевым и территориальным подходом при решении стратегических проблем развития регионов. Регионы с гипертрофированным развитием добывающих отраслей и тяжелыми климатическими условиями (Север), моно структурной отраслевой основой хозяйства (Урал), аграрным перенаселением (Северный Кавказ), недостаточной собственной финансово-экономической базой для поддержания прожиточного уровня (Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан) являются районами, требующими государственной избирательной инвестиционной и социальной поддержки.
Логика исторического развития регионов России, качественные характеристики перехода от одного этапа преобразования к другому сложились таким образом, что природные, географические, экономические и другие факторы предопределили территориальное тяготение отдельных субъектов управления друг к другу. Фактически сформировались целевые программные объединения субъектов Федерации. В настоящее время их развитие связано с проблемами самовыживания в экстремальной, исключительно сложной геополитической и социально-экономической обстановке в стране.
Среди организационных форм, обеспечивающих регионам самостоятельное социально-экономическое развитие, большое значение имеют свободные экономические зоны. Каждая из них представляет собой организационную форму государственной региональной политики, которая позволяет соединять специфические интересы региона с преимуществами мирового рыночного хозяйствования. Необходимость свободных экономических зон обусловлена не только интересами региона, но и возможностью укрепления экономического потенциала России, формирования экспортной базы страны.
Разнообразие организационных форм взаимодействия субъектов Федерации между собой и со структурами федерального государственного управления требует самостоятельного изучения.
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона