Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
Под организационно-правовым механизмом управления региональной политикой понимается система мероприятий, обеспечивающая правовое пространство по реализации региональной политики на основе Конституции Российской Федерации, ее положений и подзаконных актов.
Организационно-правовой механизм ориентируется на четыре уровня управления: федеральный, региональный (межрегиональный), муниципальный и на субъект собственности и хозяйствования (предприятие или физическое лицо). Для успешной реализации государственной региональной политики необходимо создание системы организационно-правовых норм, включающих:
– нормативно-правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и организациями местного самоуправления;
– Федеральный Закон о субъекте Российской Федерации;
– законодательные нормативы, обеспечивающие процедуру оказания мер государственной поддержки регионам;
– оптимальное число федеральных служб в регионах, их правовой статус и организационную структуру управления;
– новые организационные формы взаимодействия на территории субъектов Федерации и экономических районов различных собственников, в частности межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, территориальные финансово-промышленные группы и т.д.;
– единство нормативно-правового пространства для всех субъектов хозяйствования на всей территории Российской Федерации;
– систему мониторинга и научных прогнозов финансово-экономического и социального развития регионов России;
– механизмы правовой защиты регионов и паритетов во взаимодействии с субъектами собственности и хозяйствования при реализации своих обязательств перед зарубежными партнерами.
Рассмотрим некоторые из них.
Проблемы формирования государственной региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей. В Конституции Российской Федерации вопросы внешней политики, международных и внешнеэкономических отношений отнесены к ведению Российской Федерации (статья 71, п. «к» и «л»). Согласно пункту «о» статьи 72 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».
Вопросы международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, требующие практической координации и регулирования со стороны федеральных органов государственной власти, затрагивают широкий спектр экономических, научно-технических, культурных контактов с зарубежными партнерами. В этой связи необходимо законодательно определить сферу возможной реализации регионами их прав на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности, а также разграничить полномочия в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом международно-правовых норм. Это позволит преодолеть такие негативные тенденции в осуществлении регионами внешних связей, как превышение полномочий субъектов Федерации нарушение международно-правовых норм, а также неквалифицированные действия участников внешнеэкономической деятельности, наносящие ущерб экономическим интересам Российской Федерации.
Целями государственной региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации являются:
– использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене;
– обеспечение реализации общей внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованности действий федеральных властей и субъектов Федерации в выполнении международных договоров и соглашений;
– учет интересов субъектов Федерации при разработке концепции внешней политики России, подготовке и заключению международных договоров Российской Федерации;
– содействие успешному освоению опыта субъектами Федерации в области внешних связей на региональном уровне, активному вхождению субъектов Российской Федерации в международное сотрудничество и эффективному участию в проектах и программах регионального развития международных организаций;
– эффективная внешнеэкономическая деятельность российских регионов, способствующая их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения;
– развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом;
– широкое участие представителей субъектов Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей Европы, развитие сотрудничества приграничных регионов.
Для достижения этих целей предполагаются следующие мероприятия:
– государственная поддержка программ регионального развития субъектов Федерации и их территориальных объединений, предусматривающих, с учетом специфики регионов, развитие экспортного потенциала и создание импортозамещающих производств;
– нормативное разграничение компетенции Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей;
– совместную координацию Федерацией и субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
– содействие субъектам Российской Федерации по вопросам международных и внешнеэкономических связей в рамках предметов их ведения;
– обеспечение международно-правовой поддержки деятельности субъектов Российской Федерации, их объединений и экономических ассоциаций в вопросах развития внешних связей регионов;
– создание условий для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику России;
– оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных отношений и внешнеэкономических связей.
Достижение целей региональной политики в сфере международных отношений осуществляется с учетом специфики экономического, природно-ресурсного и научно-технического потенциала регионов.
В ходе проведения экономических реформ складывается новая система государственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации. Внешнеэкономические связи, обеспечивая интеграцию России в мировую экономику, в то же время на настоящем этапе реформ являются важным инструментом осуществления структурной перестройки экономики. Условия переходного периода, в том числе сохраняющиеся пока диспропорции между внутренними и внешними ценами на основные энергоносители и некоторые сырьевые товары, усиление экономической самостоятельности регионов требуют развития и укрепления методов государственного контроля и координации в рамках единой внешнеэкономической политики.
Сложившаяся практика предоставления особых льгот некоторым регионам делает неэффективным таможенное законодательство, препятствует защите внешнеэкономических интересов России. Для упорядочения внешнеэкономической деятельности предполагается всем регионам предоставить равные права и равную ответственность за соблюдение федерального таможенного и внешнеэкономического законодательства.
Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности должно осуществляться с учетом международных обязательств России и задач, стоящих перед Россией в каждый исторический отрезок времени. Среди них следует выделить:
– разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской федерации в вопросах внешнеэкономической деятельности;
– координация международных и внешнеэкономических связей регионов с учетом приоритетности общегосударственных интересов;
– оказание государственной поддержки отдельным регионам, обеспечивающей выравнивание условий внешнеэкономической деятельности;
– продолжение курса на либерализацию внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечении ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности;
– развитие экспортного потенциала, в первую очередь за счет высоко технологичных товаров. Проведение политики импортозамещения;
– поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
– проведение политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
– создание необходимых условий для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику России;
– обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
– обеспечение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
Необходимо отметить, что при единстве внешнеэкономической политики субъекты Российской федерации на своем уровне имеют возможность:
– определять экспортно-импортную специализацию региона;
– определять направления развития внешнеэкономической инфраструктуры;
– привлекать иностранные инвестиции с предоставлением инвесторам, при необходимости, местных льгот в пределах своей компетенции;
– принимать участие в выработке общей внешнеэкономической политики России;
– субъекты Федерации, находящиеся в приграничных зонах, должны иметь право на особые связи с граничащими государствами.
Региональное сотрудничество со странами СНГ. Главной целью регионального сотрудничества России в отношении СНГ является создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе.
Органы центральной исполнительной власти, работающие на территории субъектов Федерации, развивая отношения с партнерами по СНГ, должны руководствоваться интересами в первую очередь России, потом региона. Разнонаправленные интересы партнеров необходимо согласовывать на основе взаимовыгодных решений.
Основными задачами регионального сотрудничества России в отношениях с государствами СНГ и их территориальными образованиями являются:
– обеспечение надежной стабильности во всех ее измерениях: политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;
– содействие становлению государств СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отношении России;
– укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства;
– наращивание интеграционных процессов в СНГ.
К числу основных задач государственной региональной политики в области внешнеэкономической деятельности относится разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах внешнеэкономической деятельности и координация международных и внешнеэкономических связей регионов с учетом приоритетов общегосударственных интересов.
Экономическое сотрудничество между регионами России и территориальными образованиями государств СНГ должно осуществляться по следующим направлениям:
– взаимовыгодное экономическое сотрудничество следует рассматривать как основополагающую предпосылку решения всего комплекса вопросов взаимоотношений с государствами СНГ. Решить эту задачу можно, оптимально сочетая многосторонние в рамках Экономического союза и двусторонние формы отношений;
– торговые связи необходимо рассматривать как важный инструмент сбалансированности экономической ситуации и выхода из кризиса как в России, так и в государствах СНГ;
– постепенное расширение таможенного союза, включающего государства, связанные с Россией глубоко интегрированной экономикой и стратегическим политическим партнерством. Постепенно, по мере готовности стран СНГ, заключать экономические, а затем и таможенные соглашения;
– ускорение формирования платежного союза;
– эффективное сотрудничество в развитии производства, науки и техники;
– последовательное сближение национальных правовых и экономических условий для создания совместной собственности на основе свободной предпринимательской деятельности, создание в перспективе общего рынка капиталов;
– обеспечение необходимых условий для функционирования межгосударственного экономического комитета экономического союза государств – участников Содружества Независимых Государств как международной организации, нацеленной на укрепление сотрудничества в рамках СНГ.
Для обеспечения национальной безопасности сотрудничество между регионами России и территориями государств СНГ должно способствовать:
– созданию системы коллективной безопасности на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ;
– национальным интересам России и общим интересам государств СНГ, надежной охране границ по периметру СНГ совместными усилиями;
– налаживанию механизма оперативного решения вопросов миротворчества в рамках СНГ.
Гуманитарное сотрудничество и права человека должны достигаться путем:
– активизации культурного обмена России с государствами ближнего зарубежья, сотрудничества с ними в области науки, образования, спорта;
– реального обеспечения всем гражданам СНГ независимо от национальности и иных различий равных прав и свобод;
– содействия адаптации россиян к новым политическим и социально-экономическим реалиям в странах (бывших республиках СССР), где они постоянно проживают.
Региональное сотрудничество должно быть направлено на решение основных задач двусторонних отношений с учетом специфики каждого из этих государств и их готовности к различным формам углубленной интеграции. При осуществлении российской внешнеэкономической политики в отношении стран СНГ и других зарубежных партнеров интересам России соответствуют:
– содействие стабилизации политического, экономического и социального положения в этих странах;
– вовлечение их на добровольной основе в интеграционные процессы, в коллективное решение вопросов военной безопасности, охраны границ, миротворческой деятельности;
– недопущение конфронтационного характера отношений России с государствами СНГ;
– поддержание равновесия платежного баланса на основе долгосрочных соглашений;
– сохранение ведущего положения России на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта готовой продукции;
– выполнение обязательств по кооперационным связям; предотвращение задолженности по товарным поставкам и нормализация платежно-кредитных отношений;
– благоприятствование транзиту российских товаров по территориям этих государств.
Сотрудничество между регионами России и административно-территориальными образованиями должно быть нацелено на совместное дальнейшее утверждение СНГ в качестве влиятельной региональной организации и на ее уровне налаживание с авторитетными международными форумами и организациями крупномасштабного и взаимовыгодного сотрудничества.
Успешное продвижение российских регионов по этим направлениям создаст реальную возможность построения в перспективе региональной международной организации, способной обеспечить политическую и социально-экономическую стабильность на территории СНГ.
Правовое обеспечение государственной региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Основу нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы осуществления субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей, составляют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные правовые акты.
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлены сферы регулирования и порядок реализации международных договоренностей Российской Федерации.
Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах внешнеэкономической деятельности, устанавливает основы государственного регулирования внешней торговли с учетом интересов Федерации, регионов и хозяйствующих субъектов – участников внешних связей.
Вопросы взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере международных связей и внешнекономических связей конкретизированы в Указе Президента Российской Федерации «Вопросы взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области международных и внешнеэкономических связей». Указом утверждаются «Основные принципы взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах заключения соглашений субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами».
В целях проведения скоординированной международной и внешнеэкономической политики с учетом интересов регионов России созданы рабочие коллегиальные органы с участием представителей субъектов Федерации: Консультативный Совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России.
В структуре МИД России созданы специальные подразделения, в функции которых входят вопросы координации внешних связей субъектов Федерации. В МИД России – это Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями.
Кроме того, в его структуре действует также институт Уполномоченных в регионах, выполняющий прежде всего функции контроля за реализацией на местах государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности.
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона