Национальный аспект в региональной политике.
На отношениях федерального центра с регионами существенное влияние оказывает национальный фактор. Полиэтничность - характерный признак любого российского региона. Поэтому при осуществлении государственной региональной политики принципиальное значение имеют следующие национальные аспекты:
- постепенное выравнивание фактических прав субъектов Федерации (краев, областей, республик, автономных округов);
- обеспечение верховенства федеральных законов во всех областях, отнесенных к исключительной компетенции федерального центра, а также к совместному ведению центра и субъектов Федерации;
- регулирование на уровне федерального центра международных экономических и культурных связей субъектов Федерации. Преодоление стремления отдельных республик выступать в той или иной форме в качестве субъектов международного права;
- становление в полном объеме национально-культурной автономии, обеспеченной соответствующим федеральным законодательством;
- обеспечение прав национальных меньшинств, коренных (аборигенных) малочисленных народов Российской федерации;
- разрешение наиболее острых межнациональных противоречий и конфликтов. Выполнение федеральных, межрегиональных и региональных программ национального возрождения и развития народов России, национальных меньшинств и этнических групп, особенно подвергавшихся репрессиям при тоталитарном режиме и живущих в экстремальных природно-климатических условиях;
- эффективная защита национальных прав личности во всех регионах и в первую очередь в зонах межнациональных конфликтов;
- выработка и реализация на практике основополагающих принципов социокультурного объединения и общегосударственной солидарности граждан России;
- осуществление информационных и образовательных программ, нацеленных на сплочение всех народов и этнических групп, проживающих на одной территории, преодоление национальной замкнутости, проявлений национализма, шовинизма и сепаратизма во всех областях экономической и культурной жизни, в быту.
Для улучшения взаимодействия федеральных и местных органов нужно, прежде всего, укрепить нормативно-правовую базу, в частности:
- разработать и принять Закон о субъекте Российской Федерации, в котором определить статус субъекта-региона, порядок принятия или образования нового субъекта (изменение статуса), порядок разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами субъектов Федерации на основе Конституции, федеральных законов. (В октябре 2000 года указанный закон был принят, однако до сих пор продолжаются его уточнения);
- изучить возможность использования новых организационных форм и механизмов взаимодействия субъектов Федерации в условиях их относительно широкой самостоятельности и тяготения к суверенизации социально-экономической и политической деятельности. Укрепление вертикали власти служит формированию системы унитарного государственного управления;
- принять положение о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов Федерации. Пока не будут решены первые две задачи, последняя не получит базы для «разграничения…».
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона