Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
Государственная региональная политика России основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и настоящей концепции и представляет собой деятельность по управлению развитием государства, исходя из необходимости согласования интересов государства, субъектов Федерации, национально-культурных автономий и различных субъектов собственности (в том числе предпринимательских структур), формирования и сохранения экологического «каркаса» России.
Неравнозначность регионов позволяет государственной региональной политике исходить из факта дискретности пространства по факторам развития, многонациональному составу населения, историческим особенностям вхождения регионов в состав Российского государства.
Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Следовательно, региональная политика должна строиться дифференцированно.
Территория России, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых территории субъектов Федерации, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия являются объектами государственной региональной политики России.
Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации и развития форм местного самоуправления, с учетом разнообразия условий развития регионов в процессе формирования механизма рыночного хозяйствования.
Данная политика направлена на обеспечение максимально самостоятельного социально-экономического развития субъекта Федерации на основе использования им внутреннего потенциала, координации и кооперации создаваемых технологий регионального развития в рамках единого государственного и политического пространства Российской Федерации.
Цели региональной политики
Цели государственной региональной политики достаточно многообразны и сложны. Среди них, с точки зрения приоритетов развития Российской Федерации, выделяются следующие:
- укрепление социально-экономических основ Российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности, экологической устойчивости;
- обеспечение социального равновесия в жизненном уровне отдельных социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства;
- формирование в регионах социально-ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения;
- повышение уровня жизни населения различных регионов России;
- создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации, включая русский народ.
Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от центра (федеральных органов власти), формирование прорывных (опережающих) технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.
Задачи государственной региональной политики обусловлены поставленными целями и реализуются в следующих мероприятиях:
- разработка мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность регионов, сочетание мер селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России;
- последовательное и пропорциональное взаимодействие субъектов Федерации с федеральными органами власти в хозяйственной, финансовой, социальной, культурной и национальной политике;
- реальное обеспечение каждому гражданину России гарантированных конституционных прав и свобод на всей территории государства;
- формирование рациональной пространственной структуры экономики, совершенствование территориального разделения труда, развитие эффективных и конкурентно способных направлений специализации хозяйства и экономических связей республик и регионов, укрепление единого экономического пространства России;
- становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
- государственная поддержка регионов с наиболее сложными социально-экономическими, этнополитическими, демографическими и экологическими условиями, а также регионов с объективно недостаточным потенциалом для саморазвития на уровне, достигнутом другими регионами;
- приведение политики социально-экономического развития отдельных регионов России в соответствие с новыми геополитическими реалиями и доминирующей их ролью в реализации стратегических интересов Российской Федерации, в частности, северных и арктических территорий, Северного Кавказа, Приморья и т.д.;
- решение специфических проблем крупных и малых городов, депрессивных районов, населенных пунктов, сосредоточенных при промышленных и добывающих производствах.
К числу основных задач государственной региональной политики относится обеспечение безопасности России, в том числе военной. Здесь проблемы обороны должны решаться всеми субъектами Российской Федерации на паритетных началах. Это: - решение задач обеспечения размещения и обустройства войск;
- призыв молодежи на военную службу с учетом демографического фактора, возможности прохождения службы по контракту;
- обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей;
- стабилизация положения в военно-промышленном комплексе;
- обеспечение мобилизационной подготовки народного хозяйства, гарантирующей военную безопасность страны;
- взаимодействие сил и средств, привлекаемых для обеспечения военной и экономической безопасности, а также экологической устойчивости.
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона