Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
При отсутствии долгосрочной программы преобразования экономических отношений и демократической перестройки государства, неравномерности и ограниченной предсказуемости происходящих процессов возможно множество вариантов решения стоящих задач. Поэтому важно определить тенденции и границы наиболее вероятного развития, предусмотрев качественно различные сценарии – оптимистический, умеренно оптимистический и пессимистический. Они различаются степенью использования регионального ресурсного потенциала, сроками и условиями рыночных преобразований, формирования взаимоотношений между федеральными органами и субъектами Федерации.
Оптимистический сценарий исходит из того, что в полной мере реализуется и достигает цели правительственная программа «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах», которая осуществляется в условиях политической стабильности. В результате эффективного государственного регулирования экономики, проведения сбалансированной финансово-кредитной политики, сочетания гарантий свободного предпринимательства с жестким ограничением негативных процессов, значительного сокращения дефицита бюджета, эффективной социальной защиты населения удается резко сократить инфляцию и удерживать ее в определенных рамках, прекратить процессы дезинтеграции.
По оптимистическому сценарию уже в 1996 г. должна была начаться стабилизация экономики, решительный поворот к устойчивым ценам и росту благосостояния народа. Предполагалось создать условия для существенных сдвигов в региональном развитии, глубокой структурной перестройки экономики промышленно развитых районов с опорой на сложившийся здесь мощный научно-производственный потенциал. Новый импульс для своего развития могут получить депрессивные районы. Появится реальная возможность для преодоления сырьевой направленности хозяйства восточных районов, осуществления крупномасштабных проектов освоения ресурсов новых районов, для решения экологических проблем. До социально безопасных размеров будут доведены негативные последствия безработицы, хотя в отдельные годы она может достигать значительных размеров.
Умеренно оптимистический сценарий исходит из того, что экономические реформы осуществляются в менее благоприятных внутренних и геополитических условиях, что формирующиеся рыночные отношения с трудом приживаются в современной криминогенной обстановке. Сторонники этого сценария предполагали, что в 1996 г. продолжится спад инвестиций и производства. Условия для стабилизации возникнут возможно в 1997 г. Экономика России будет развиваться под влиянием ослабляющихся негативных последствий суверенизации субъектов Федерации. Постепенно восстанавливаются нарушенные межрайонные связи и экономические отношения в рамках экономического союза с государствами СНГ, преодолеваются последствия низкого уровня внутренних накоплений и недостаточного притока иностранного капитала.
Структурные преобразования осуществляются селективно, охватывая, тем не менее, все уровни хозяйственной деятельности России и ее отдельных регионов, обеспечивая новое качество экономического роста, его социальную направленность. Этому способствуют меры Правительства, направленные на смягчение и нейтрализацию негативных процессов, снижение инфляции и обеспечение устойчивости денежной системы, стимулирование накоплений и предпринимательства, особенно в производственной сфере.
Умеренно оптимистический сценарий нацелен на постепенное преодоление резких различий между уровнями развития регионов, на решительный поворот в использовании их ресурсов в интересах ускорения экономического развития. Он исходит из более активного и эффективного участия регионов в экономических преобразованиях.
Характерными особенностями пессимистического сценария являются низкая эффективность воздействия органов власти и управления на финансово-кредитное состояние экономики, что может привести к массовым банкротствам и значительной безработице во многих регионах. Сохранится угроза дезинтеграции экономического пространства России. Экономика регионов базируется лишь на ограниченных собственных, в основном амортизационных инвестиционных ресурсах. Экономическая ситуация в ряде регионов чревата массовыми социальными взрывами, угрожающими национальной безопасности. Осуществляемая для недопущения этого поддержка нерентабельных и низкорентабельных предприятий наиболее политически активных отраслей хозяйства и регионов, затяжная конверсия оборонных производств при ограниченной технической реконструкции других отраслей ведут к сохранению и даже ухудшению сложившейся неэффективной отраслевой и территориальной структуры экономики, их сырьевой направленности и слабой социальной ориентации. Структурные сдвиги происходят главным образом под влиянием ликвидации и санации нерентабельных предприятий. На решение региональных экологических, социальных и особенно экономических проблем выделяются крайне ограниченные бюджетные средства.
Необходимость сосредоточения экономических реформ на региональном уровне объясняется различными причинами, среди которых следует выделить:
– учет специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политики, особенностей ресурсных возможностей и материально-финансовых источников развития;
– эффективность ряда направлений экономических реформ на региональном уровне. Это касается развития различного типа (особенно малого) предпринимательства, приоритетов социальной политики, охраны окружающей среды, природных ресурсов, исторических и национальных ценностей народов России;
– развитие демократических институтов власти и управления на местах, что может выразиться в активизации самоуправленческих структур: муниципальных органов, попечительских советов, общественных организаций, фондов и т.д.;
– эффективность разработки и реализации специальных государственных программ в регионах, отличающихся особыми условиями развития (региональные блоки общероссийских программ).
Специфика и особенности развития регионов не исключает, а предполагает пространственную интеграцию экономики России. Для этого необходимо создание механизма вертикальных и горизонтальных связей посредством взаимодействия субъектов хозяйствования и органов управления, содействия развитию общероссийского разделения труда и единого рыночного пространства, разработки мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Учитывая особенности экономического развития регионов России, предполагая специфический подход к реализации экономических реформ, целесообразно выделить четыре типа регионов:
1. Регионы с развитым аграрным сектором и трудоизбыточными ресурсами. Сюда относятся районы Северного Кавказа, Краснодарский край.
2. Регионы индустриального направления, обладающие значительным интеллектуальным потенциалом. Это районы, располагающие развитой оборонной промышленность: промышленные узлы Урала, Сибири, крупных центральных городов России.
3. Регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности и со слаборазвитым сельским хозяйством, что ориентирует региональные самоуправленческие структуры на натуральный обмен с другими регионами для решения собственных (в частности, социальных) проблем.
4. Регионы, обладающие особо ценными природными ресурсами, исключительными экономико-географическими признаками, что, например, предопределяет необходимость создания свободной экономической зоны (зоны совместного предпринимательства), а также историческими ценностями, привлекающими иностранных инвесторов и туристов.
Каждый из регионов указанных типов имеет собственную модель развития. Ее можно было бы экстраполировать, если бы существовали достаточно устойчивые тенденции и показатели саморазвития региона. Недостаточно организованное вхождение региона в рынок приводит к драматическим ситуациям в социальном положении населения и катаклизмам в экономике. В особо тяжелом положении находятся регионы, в которых действуют предприятия-гиганты с устаревшей технологией, с высокой концентрацией стагнирующих отраслей промышленности. Управление подобными предприятиями осуществлялось из одного центра и по долгосрочным программам реконструкции и инвестирования.
Государственная политика научно-технического развития рассчитана на определенную очередность и плановую последовательность технологических преобразований предприятий промышленности в регионах и стране в целом. Рыночный механизм хозяйствования легко разрушает административно-командные стереотипы планово-регулируемой экономики. Вместе с тем адаптация к нему происходит очень болезненно и медленно. Помехой в данном случае является отсутствие адекватных организационных отношений. По этой же причине страдают регионы, наиболее зависимые от устойчивых поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, то есть имеющие ограниченные возможности для самообеспечения и саморегулирования.
Еще большие трудности возникают сегодня в регионах с неблагополучной экологической обстановкой. Это объясняется не только тем, что концентрация вредных веществ требует активной их нейтрализации, но и социальная активность населения приводит к приостановлению, сокращению, а в ряде случаев даже остановке ряда важных для экономики производств. Последнее обстоятельство оборачивается для населения ухудшением его материального положения.
Экстремальная социально-экономическая ситуация характерна практически для всех регионов страны, старопромышленных и наиболее милитаризованных регионов Центра, Сибири и Дальнего Востока. К этой же группе относятся регионы социального бедствия, где до 90% населения находятся ниже уровня бедности (Тува, Калмыкия, республики Северного Кавказа, некоторые регионы Нечерноземья).
Негативным фактором перехода к рыночным отношениям является исторически сложившаяся неоднородность российского экономического пространства. Если московская агломерация вступила в постиндустриальную стадию развития с преобладанием сервисных видов деятельности, то, например, Калмыкия и Тува по структуре производства и занятости еще пребывают в доиндустриальной стадии. Регионы России сильно дифференцированы по темпам рыночной реформы, развитию цивилизованных коммерческих структур и инфраструктуры рынка, внешнеэкономической деятельности и проникновению иностранного капитала.
Совершенно очевидно, что большинство республик и регионов страны располагают ограниченными собственными возможностями внутреннего рынка и способны динамично развиваться, удовлетворять свои потребности только в рамках единого для всей страны экономического пространства, но с учетом сложившейся специализации. Понимая это и учитывая сегодняшнее состояние экономического пространства распавшегося СССР, регионы идут на создание локальных экономических союзов – «Большая Волга», «Урал» и др. Правда, такого рода территориальные ассоциации зачастую носят более политический, чем экономический характер, хотя при создании своей главной задачей ставили согласование производственных условий интегрального экономического комплекса.
В связи с переходом к рыночному механизму регионального развития использование пространственных факторов производства становится объективно необходимым. Категория пространства в данном случае имеет конкретный экономико-административный харак-тер. Необходимость использования пространственных (региональных) факторов обусловлена прежде всего тем, что они наиболее активно и эффективно реагируют на проникновение рыночных отношений, которые охватывают все структурные звенья общества: огромный, все возрастающий состав субъектов собственности и все уровни экономической структуры.
За последние годы произошли такие качественные изменения, которые могут характеризоваться как новые организационные отношения, реализующие преимущественно интенсивный тип воспроизводственных процессов. До настоящего времени в структуре организационных отношений нашли признание и развитие только политические отношения, в то время как экономические, социальные и технико-технологические отношения очень редко находят себе применения из-за большого числа противоречий объективного и субъективного характера. Так, научно-технический прогресс, технологические революции, охватившие весь мир, практически не тронули Россию.
Структурная ломка сложившихся производительных сил страны под влиянием рыночных отношений не может ориентироваться только на государственные источники и руководство этим процессом из одного центра управления – Правительства России. В нем уже задействованы и будут количественно расти участники экономического пространства: исполнительные органы Российской Федерации и республик в ее составе, территориальные ассоциации экономического взаимодействия, иностранные инвесторы и венчурные фирмы.
Ограниченные ресурсные возможности регионов, напряженность в социальном обеспечении живущего в нем населения, растущая безработица и ожидание в ближайшем будущем массовой безработицы из-за остановки многих крупных индустриальных предприятий, промышленных узлов и распада территориально-производственных комплексов вынуждают администрацию регионов искать и в ряде случаев находить адекватные методы решения указанных проблем. Так, одни регионы запрещают ввоз и вывоз природных ресурсов и товаров без соответствующих лицензий, выдача которых производится за крупную плату или же на бартерной основе. Идет поиск иностранных инвесторов, которые пока не имеют устойчивой юридической защиты и, следовательно, неохотно идут на долгосрочные сделки.
Государственные механизмы социальной защиты в современных условиях быстро меняющейся экономической и политической ситуации мало эффективны. Поэтому центр решения проблем социальной стабильности переместился в регион, тем более, что правительственные решения по улучшению материально-финансового положения отдельных категорий населения страны зачастую сопровождаются ухудшением положения других. Региональные меры стабилизируют обстановку или, по крайней мере, снижают ее напряженность. Для этого местные органы власти коммерциализируют ряд объектов муниципальной собственности, вовлекают предпринимателей для оказания помощи населению, способствуют развитию предпринимательской деятельности, которая тоже является источником пополнения местных бюджетов.
Регионализация экономики страны сопровождается регионализацией рыночных реформ – созданием соответствующей рыночной инфраструктуры, расширением числа участников большого и малого бизнеса, формированием собственной социальной концепции развития.
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона